Страница 1 из 1
Спонсорство и благотворительность: особенности налогообложен
Добавлено: 09 июл 2014, 18:31
Irina
Согласно пункту 9 статьи3 Закона № 38-ФЗ спонсором признается лицо, которое предоставило средства для организации и проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, а также создания и трансляции теле- или радиопередачи либо создания или использования иного результата творческой деятельности.
Также спонсором может быть лицо, которое обеспечило предоставление средств для проведения указанных мероприятий.
Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).
Таким образом, на практике возможны два основных случая:
– договор со спонсором предполагает распространение информации о нем;
– договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает.
Спонсорство и благотворительность: в чем отличие?
Закон не запрещает того, чтобы спонсорская помощь оказывалась на безвозмездной основе, т.е. без встречных обязательств. Спонсорская помощь может оказываться на безвозмездной основе только для проведения определенных мероприятий, определенных в п. 9 ст. 3 Закона № 38-ФЗ.
Но безвозмездная помощь не всегда является благотворительной, а лишь если оказывается некоммерческой организации или физлицу в целях, определенных п. 1 ст. 2 Закона № 135-ФЗ. Если же получателями спонсорской помощи являются коммерческие организации, политические партии, движения и прочие, то спонсорская помощь не будет являться благотворительной (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ). При безвозмездном спонсорстве на такие цели, имеет место безвозмездное спонсорство.
Какими документами оформить спонсорскую помощь
Добавлено: 09 июл 2014, 18:32
Irina
Когда спонсор предоставляет средства на условиях распространения информации о себе, то спонсорство подпадает под действие положений главы 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
При этом спонсор выступает как заказчик рекламных услуг, а спонсируемая сторона — как исполнитель.
В договоре спонсорской рекламы указывается:
• условие об упоминании организации как спонсора, в том числе с размещением товарного знака, логотипа, эмблемы
• способ распространения рекламы: объявления в СМИ, наглядная информация
• место размещения информации
• время и место проведения мероприятия
• продолжительность рекламной акции
• способ предоставления помощи: передача денежных средств или имущества
Обязательное условие договора — указание способа, как будет подтвержден факт оказания услуг.
Для этого используют акт сдачи-приемки, к которому прилагаются эфирные справки, макет растяжки или баннера, экземпляр листовки и т. д.
Передачу денежных средств спонсор подтверждает платежным поручением или чеком ККТ и приходным кассовым ордером.
А передачу имущества — актом приема-передачи имущества или товарной накладной.
Налогообложение у спонсируемой стороны
Добавлено: 09 июл 2014, 18:33
Irina
НДС.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ оказание услуг на территории РФ признается объектом обложения НДС.
Как правило, спонсорская помощь перечисляется до проведения мероприятия, то есть на условиях авансирования.
В этой ситуации моментом определения налоговой базы является день получения предоплаты (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).
Ее форма не имеет значения: денежные средства или имущество.
По окончании рекламной акции получатель спонсорской помощи повторно определяет налоговую базу в периоде оказания услуг и исчисляет НДС по обычной ставке.
А НДС с предоплаты принимает к вычету.
Кроме того, спонсируемая организация может принять к вычету НДС, предъявленный контрагентами при оказании рекламных услуг.
Налог на прибыль.
При использовании метода начисления полученная предоплата не является доходом (подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Датой получения дохода от оказания рекламных услуг признается дата реализации услуг (п. 3 ст.271 НК РФ).
Поэтому получатель спонсорской помощи отражает доход в день подписания акта оказания услуг.
Вместе с тем он может учесть расходы, связанные с проведением мероприятия, в том числе с оказанием рекламных услуг (ст. 252 НК РФ).
Налогообложение у спонсора
Добавлено: 09 июл 2014, 18:34
Irina
Налог на прибыль.
Помощь, оказываемая спонсором на условиях размещения рекламы о нем, признается прочим расходом.
В зависимости от условий спонсорского договора расходы могут быть как ненормируемыми, так и нормируемыми.
В полном объеме спонсор может признать затраты:
• на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов
• изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о товарах, работах, услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации
К нормируемым расходам, которые спонсор может признать для целей налогообложения в размере не более 1% выручки от реализации, относятся затраты:
• на приобретение или изготовление призов, вручаемых во время проведения массовых рекламных кампаний
• распространение рекламы о спонсоре с использованием его товарного знака в словесном и изобразительном обозначении на спортивном оборудовании,
• обмундировании спортсменов во время спортивных соревнованийиные виды рекламы, не входящие в перечень ненормируемых
Предположим, спонсируемое лицо указало в акте только общую стоимость услуг.
При этом договором было предусмотрено, что о спонсоре распространяется как реклама, расходы на которую нормируются, так и реклама, затраты на которую не нормируются.
Тогда спонсору всю сумму рекламных затрат придется учесть в качестве нормируемых.
Рекламные расходы должны быть подтверждены первичными документами.
Из них должно быть ясно, что понесенные расходы относятся к рекламным.
То есть они направлены на формирование и поддержание интереса к компании-спонсору.
К таким документам можно отнести маркетинговое исследование, аналитические расчеты, приказ руководителя о проведении рекламной акции и др.
При применении спонсором метода начисления сумма помощи признается в расходах в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ в том отчетном или налоговом периоде, к которому она относится, независимо от времени ее оплаты.
То есть после проведения мероприятия и подписания акта сдачи-приемки.
Передача готовой продукции в качестве возмездной спонсорской помощи признается реализацией и в целях налогообложения прибыли.
Выручка от реализации (без учета НДС) учитывается в составе доходов на дату отгрузки (п. 3 ст. 271 НК РФ).
Если доход получен в натуральной форме, его сумма определяется исходя из цены сделки.
Доход равен обычной цене реализации готовой продукции без НДС (п. 4 и 6 ст. 274 НК РФ). При этом полученные доходы уменьшаются на сумму расходов, связанных с изготовлением продукции.
НДС.
Спонсор имеет право принять к вычету НДС, являющийся составной частью возмездной спонсорской помощи, при перечислении предоплаты (спонсорского взноса) исполнителю услуг (п. 12 ст. 171 НК РФ).
Вычет производится на основании счета-фактуры, выставленного спонсируемым лицом при получении предоплаты, платежного документа на ее перечисление и договора, предусматривающего перечисление предоплаты (п. 9 ст. 172 НК РФ).
При осуществлении предоплаты в форме передачи имущества Минфин России считает неправомерным вычет НДС с аванса, поскольку у заказчика отсутствует платежное поручение.
После подписания акта об оказании услуг и при наличии счета-фактуры НДС может быть принят к вычету на основании пункта 1 статьи 172 НК РФ.
Одновременно НДС с предоплаты подлежит восстановлению (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
НДС по нормируемым расходам можно принять к вычету только в пределах норматива на основании абзаца 2 п. 7 ст. 171 НК РФ.
На дату отгрузки товаров спонсор исчисляет НДС (подп. 1 п. 1 ст.167 НК РФ).
Налоговая база определяется согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ и равна обычной цене реализации продукции. НДС, предъявленный спонсируемой компанией по оказанным рекламным услугам, спонсор принимает к вычету в общем порядке.
Налогообложение благотворительности и безвозмездного спонсор
Добавлено: 09 июл 2014, 18:38
Irina
Налог на прибыль.
Расходы в виде благотворительности путем передачи имущества или целевых средств некоммерческим организациям в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не участвуют (п. 16 и 34 ст. 270 НК РФ), поскольку целью таких операций не является получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, для спонсора и благотворительная, и безвозмездная спонсорская помощь налогооблагаемую прибыль не уменьшают.
НДС.
В соответствии с п. п.12 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС операции по:
безвозмездной передаче товаров (за исключением подакцизных),
выполнению работ,
оказанию услуг,
передаче имущественных прав в рамках благотворительной деятельности.
Но только если помощь направлена на цели, указанные в статье 2 Закона № 135-ФЗ.
Кроме того, у благотворителя должны быть оформлены соответствующие документы, подтверждающие благотворительную деятельность.
Если же оказанная помощь не соответствует понятию благотворительности или отсутствует ее документальное подтверждение, то такая передача имущества является объектом обложения НДС.
Это не касается только денежной помощи.
Чтобы благотворитель смог воспользоваться указанной льготой, налоговые органы требуют представления следующих документов:
• договора налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках оказания благотворительной деятельности
• копий документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг
• актов или других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров, работ, услуг
По мнению судов, достаточным оформлением могут быть признаны:
письма с просьбой об оказании благотворительной помощи,
товарные накладные с указанием товарной скидки 100% и пометкой «товар передается безвозмездно»,
платежное поручение о перечислении благотворителем средств.
В договоре лучше указать, что получатель благотворительной помощи должен использовать ее по целевому назначению.
Когда благотворительную помощь получает физлицо, то достаточно представить документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров, работ или услуг.
Если благотворитель передает имущество, специально приобретенное для благотворительной деятельности, то НДС, уплаченный при его приобретении, к вычету не принимается, а подлежит включению в стоимость этого имущества (подп.1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Если в качестве пожертвования передаются ценности, ранее приобретенные для облагаемых операций, «входной» НДС по которым уже принят к вычету.
В этом случае налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, когда был произведен благотворительный взнос (п. 3 ст. 170 НК РФ).
По общему правилу восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов согласно статье 264 НК РФ (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Однако в данной ситуации пользоваться этой нормой опасно.
Ведь восстановленный НДС напрямую связан с благотворительной деятельностью, расходы на которую не учитываются при налогообложении прибыли.
Соответственно восстановленный НДС также не может быть признан в налоговом учете, как и в случае приобретения ценностей непосредственно для благотворительного взноса.
Указанные суммы не отвечают критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ.
Не следует забывать и о необходимости ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций и сумм «входного» НДС (п. 4 ст. 149 и п. 4 ст. 170 НК РФ).
Суммы НДС могут быть приняты к вычету полностью, только если доля расходов на необлагаемые операции не превысит 5% в общей сумме расходов (абз. 9 п. 4 ст.170 НК РФ). Это требование относится и к благотворительной деятельности.
Организации, осуществляющие операции, указанные в пункте 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от применения соответствующих льгот (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Что касается безвозмездной спонсорской помощи, не являющейся благотворительностью, то здесь нужно учитывать положения статьи 146 НК РФ.
В общем случае передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказанных услуг на безвозмездной основе признается их реализацией (подп.1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При этом передача в указанном качестве денежных средств не признается реализацией и соответственно не облагается НДС (подп. 1 п. 3 ст.39 и подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Таким образом, при оказании безвозмездной спонсорской помощи в не денежной форме у спонсора возникает объект обложения НДС.
Исключение — передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской (подп. 3 п. 3 ст. 39 и подп. 1п. 2 ст. 146 НК РФ).
На работы и услуги эта норма не распространяется.
При применении данной льготы нужно помнить о том, что «входной» НДС по имуществу, приобретенному для указанных целей, к вычету не принимается (подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ)
Передача спонсорской помощи готовой продукцией или товарами
На практике часто спонсор оказывает помощь не денежными средствами, а имуществом или товарами. В этом случае, помимо остальных документов, стороны заключают соглашение о зачете встречных обязательств. Такое соглашение представляет собой операции по реализации: товаров у спонсора и рекламных услуг у спонсируемой стороны.
НДС у спонсора
НДС у спонсора начисляется на дату отгрузки товаров (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Налоговая база для НДС и является сумма самой этой отгрузки (п.2 ст. 154 НК РФ). НДС к вычету от спонсируемой стороны на основании счета-фактуры принимается по общим правилам.
Налог на прибыль у спонсора
Передача готовой продукции в качестве спонсорской помощи принимается в учете в качестве налоговой базы по налогу на прибыль. Выручкой считается выручка по обычной реализации (без НДС) и отражается в составе доходов на момент отгрузки (п. 3 ст. 271 НК РФ).
Если доход получен в натуральной форме, то его размер определяется, исходя из цены сделки. Проще говоря, доходом от спонсорской деятельности является доход, рассчитанный по обычной цене реализации готовой продукции без НДС (п. 4 и 6 ст. 274 НК РФ). Доходы могут быть уменьшены на сумму расходов, связанных с реализацией данной продукции.