Новый порядок ведения кассовых операций с 1 июня 2014г.

Все новости бухгалтерского учета и отчетности
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Новый порядок ведения кассовых операций с 1 июня 2014г.

Сообщение Irina »

С 1 июня 2014 года порядок ведения кассовых операций станет проще
Правила оформления кассовых документов станут намного проще.
Указание Центробанка от 11.03.14 № 3210-У вступит в силу с 1 июня 2014 года.
Новый документ отменит действие Положения Банка России от 12.10.11 № 373-П.
Изменений несколько, например, теперь в кассовой книге станет меньше реквизитов: в ней не надо будет ставить номера корреспондирующих счетов (субсчетов).
Это значит, что с 1 июня потребуется завести кассовую книгу по новой форме, а старую закрыть. Станут проще формы других кассовых документов.
Из приходных и расходных ордеров уберут графы с корреспондирующим счетом, субсчетом, кодом аналитического учета и кодом целевого назначения.
Из формы приходного ордера исчезнет квитанция.
Инспекторы предупреждают, что за оформление кассовых первичных документов по старым формам с 1 июня будет правомерен штраф до 50 тыс. рублей (ст.15.1 КоАП), но не планируют слишком строго проверять кассовую дисциплину в первые дни действия нового порядка.
Формула для расчета лимита остатка наличных в новых правилах останется прежней.
Но у компаний в приказах об утверждении лимита сейчас стоит ссылка на Положение № 373-П. Поэтому инспекторы рекомендуют с 1 июня выпустить новый приказ со ссылкой на Указание № 3210-У.
Но даже если сейчас в приказе компании нет ссылки на положение № 373-П, безопаснее пере утвердить лимит.
Ведь формально старый приказ принят по недействующим правилам.
Часть поправок касается малых компаний и предпринимателей.
Для них кассовая книга и лимит наличных отменяются.
Так что они смогут с 1 июня перестать вести кассовую книгу, отменить приказ о лимите наличных и больше его не соблюдать.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Новые формы для кассовой документации

Сообщение Irina »

В Указании (приложения № 1, 3–7) приведены новые бланки документов, которыми следует оформлять кассовые операции.
Сам перечень форм не изменился:
кассовая книга;
приходный и расходный кассовые ордера (далее – кассовые документы);
книга учета выданных и принятых кассиром наличных денег;
расчетно-платежная и платежная ведомости.
Назначение всех документов осталось прежним, а отступления от привычных унифицированных форм не столь велики.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Правила заполнения кассовой документации пересмотрены.

Сообщение Irina »

Прежде всего, в формах не закреплены наименования должностей лиц, которые их подписывают (в унифицированных формах это «руководитель организации», «главный бухгалтер», «бухгалтер», «кассир»).
Порядок подписания подробно прописан в Указаниях.
Указания (п. 4.2), в отличие от Положения (п. 2.1), допускают оформление кассовых ордеров должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры гражданско­правового характера, – об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
На листе кассовой книги не предусмотрено отражение сумм, не включаемых в лимит на конец дня. Больше не придется оформлять листы кассовой книги в двух экземплярах.
Правда, обособленное подразделение по-прежнему должно передавать юридическому лицу копии листов своей кассовой книги.
Но по новым правилам делать это не позднее следующего рабочего дня необязательно (п. 5.6 Положения, п. 4.6 Указания).
В приходном кассовом ордере нет привычной отрывной квитанции.
Вносителю денег нужно выдать экземпляр ПКО, заверенный оттиском «кассовой» печати (штампа) (п. 5.1 Указания).
В расчетно-платежной и платежной ведомостях предусмотрен реквизит «сумма невыданных наличных денег».
Понятие депонирования упразднено.
Указание (п. 6.5) не обязывает сдавать в банк невыданные средства, как того требует Положение (п. 4.6). Соответственно отпадает необходимость в составлении реестра депонированных сумм.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Нюансы кассового обращения

Сообщение Irina »

В Указании (п. 2) сообщается, что касса – это место для проведения кассовых операций юридического лица.
На этом основании можно считать, что на индивидуальных предпринимателей понятие «касса» не распространяется.
Это позволило Банку России радикально облегчить жизнь предпринимателей.
Однако иметь кассу предпринимателям не запрещено. Об этом свидетельствует пункт 4 (абз. 1) Указаний.
Уточнено и понятие обособленного подразделения (п. 2 Указаний).
Это такое подразделение юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места).
Здесь рабочее место трактуется в традиционном понимании – как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
На какой срок созданы рабочие места – в целях ведения кассовых операций роли не играет.
Из Указаний однозначно следует, что соблюдают лимит, а значит, и ведут кассовую книгу все обособленные подразделения, ведущие кассовые операции.
Указание (п. 3) позволяет юридическому лицу осуществлять эту операцию только через банк, в котором ему открыт банковский счет, либо через инкассаторов.
Положение (п. 1.5) не устанавливало ограничений по выбору банка, а также разрешало сдавать наличность в организацию федеральной почтовой связи.
С 1 января 2014 г. зачисление денег на банковский счет с помощью почты не предусмотрено. «Почтовый» вариант может быть расценен как несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Упрощенный порядок ведения кассовых операций

Сообщение Irina »

Упрощения касаются индивидуальных предпринимателей, включая фермеров (п. 5 ст. 23 ГК РФ), и тех юридических лиц, которые являются субъектами малого предпринимательства.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Лимит кассы

Сообщение Irina »

Самая важная льгота для указанной категории лиц – в том, что они могут не устанавливать лимит остатка наличных денег (абз. 10 п. 2 Указаний).
Обязанность для них Банк России заменил правом.
По общему правилу, решение о неприменении лимита должно быть закреплено в учетной политике.
В отсутствие лимита хозяйствующий субъект сдает наличность в банк по собственному усмотрению – например, в целях безопасного хранения денег или для пополнения расчетного счета.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Кассовая книга

Сообщение Irina »

Пункт 4.7 Указаний гласит следующее:
«Если в соответствии с налоговым законодательством … индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов (учет доходов) в книге учета доходов и расходов (книге учета доходов), субъекты малого предпринимательства ведут учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов, кассовая книга ими не ведется».

Книги учета доходов и расходов (доходов) предусмотрены для общей системы налогообложения, «упрощенки», патентной системы налогообложения и единого сельхозналога.
Поэтому предприниматели, ведущие налоговый учет в целях исчисления налогов, кассовую книгу не заполняют.
Предприниматель, получивший доход, не попадающий под «вмененку», неизбежно должен завести книгу учета доходов и расходов и сделать в ней запись о полученном доходе.
Упрощенцы, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, учет расходов тоже ведут (абз. 3–6 п. 2.5 Порядка заполнения, утв. приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н).

А вот на компании, применяющие общий режим налогообложения, действие льготы не распространяется.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Кассовые документы

Сообщение Irina »

Кассовая книга, помимо установления остатка наличных денег на конец рабочего дня, предназначена еще и для сплошной регистрации кассовых ордеров.

Пункт 4.1 Указаний гласит: «Если в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов (учет доходов) в книге учета доходов и расходов (книге учета доходов) на основании первичных документов, кассовые документы могут ими не оформляться».

Компании не освобождаются от обязанности оформления кассовых ордеров ни при каких обстоятельствах.
Юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет на основании первичных учетных документов на основании Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402ФЗ «О бухгалтерском учете». Избавить их от документирования кассовых операций подзаконный акт Банка России не может.

Что касается предпринимателей, то условия освобождения их от обязанностей в пунктах 4.7 и 4.1 Указаний, при общем сходстве, сформулированы по-разному.

Во-первых, кассовая книга предпринимателями не ведется «окончательно и бесповоротно», а вот кассовые документы всего лишь могут не оформляться.
Возникает подозрение, что в некоторых случаях составлять кассовые документы все же придется.

А во-вторых, в пункте 4.1 подчеркнуто, что налоговый учет доходов и расходов должен вестись на основании первичных документов.

Указание (п. 5 и п. 6) недвусмысленно предписывает оформлять приходный и расходный кассовые ордера при осуществлении наличных расчетов индивидуального предпринимателя с другими лицами, включая работников.

Кассовые документы на самого себя предприниматель вправе не выписывать, потому что в налоговом учете такие операции не порождают доходов или расходов, то есть в книгах учета доходов и расходов (книгах учета доходов) не отражаются.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Корреспондирующие счета

Сообщение Irina »

В подстрочном примечании 2 к формам кассовых ордеров (приложения 3 и 4 к Указанию) сообщается, что реквизиты «Дебет» и «Кредит» не заполняют:
индивидуальный предприниматель, ведущий учет доходов и расходов (учет доходов) в книге учета доходов и расходов (книге учета доходов);
субъект малого предпринимательства, ведущий учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов.

С предпринимателем все ясно: эта категория экономических субъектов не обязана вести бухгалтерский учет, а значит, применять счета (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402ФЗ).

Что касается компаний, то они по-прежнему, без каких-либо исключений, обязаны вести бухгалтерский учет на счетах.
Указание освободило компании на «упрощенке» и компании на едином сельхозналоге от необходимости заполнять поля «Дебет» и «Кредит» в кассовых документах, но из этого не следует делать вывод, что такие юрлица могут не вести бухучет.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Предприниматель без наемных работников

Сообщение Irina »

ИП, не привлекающие наемных работников кассы не имеют в принципе, даже если операции с наличными денежными средствами совершают.
Кассовую книгу им вести не нужно.
Ответить