Резерв по сомнительным долгам и наличии встречной кредиторки
Добавлено: 14 апр 2014, 20:33
Вопрос:
Организация имеет сомнительную дебиторскую задолженность, а также кредиторскую задолженность в отношении одного и того же контрагента. Контролирующие органы считали, что в этом случае в резерв по сомнительным долгам можно включать лишь разницу между дебиторской и кредиторской задолженностью (Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-03-06/1/579, ФНС России от 16.01.2012 N ЕД-4-3/269@). Но Президиум ВАС РФ считает, что компания вправе включить в резерв всю сумму сомнительного долга, а наличие кредиторской задолженности перед этим же контрагентом не имеет значения (Постановление от 19.03.2013 N 13598/12). Этим Постановлением ФНС России в обзоре судебной практики из Приложения к Письму от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097 порекомендовала пользоваться всем налоговым органам. Вправе ли компания для целей налога на прибыль включить в резерв по долгам всю сомнительную дебиторскую задолженность?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 5 марта 2014 г. N 16-15/020341
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резерва по сомнительным долгам.
Статьей 266 Кодекса определен порядок формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли.
На основании п. 1 ст. 266 Кодекса сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Таким образом, сомнительным долгом признается любая просроченная и необеспеченная задолженность.
Согласно п. 3 ст. 266 Кодекса налогоплательщик вправе создавать резерв по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей.
Суммы отчислений в резерв включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
В силу п. 4 ст. 266 Кодекса сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 266 Кодекса.
Таким образом, в Кодексе не содержится условий, ограничивающих размер дебиторской задолженности, подлежащей учету при формировании резерва по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 Кодекса, при наличии встречной кредиторской задолженности в отношении одного и того же контрагента.
Кроме того, исходя из норм гражданского законодательства (ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации) прекращение обязательства зачетом встречного однородного требования является правом, а не обязанностью стороны, в связи с чем наличие такой возможности не должно влечь автоматическую корректировку налогоплательщиком резерва, формируемого им на основании данных бухгалтерского учета.
Ранее в разъяснениях Минфина России и судебных решениях высказывалась позиция, в соответствии с которой в резерв по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли принималась разница в виде превышения дебиторской задолженности над кредиторской по соответствующему контрагенту.
Между тем в Письме от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 Министерство финансов России сообщило, что, в случае когда его письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
В Постановлении от 19.03.2013 N 13598/12 Президиум ВАС РФ пришел к следующему выводу: гл. 25 Кодекса рассматривает сомнительный долг как любую просроченную и необеспеченную дебиторскую задолженность и не устанавливает каких-либо ограничений по отнесению сомнительного долга в состав резерва в случае, когда у налогоплательщика имеется кредиторская задолженность перед должником.
Учитывая изложенное, организация, имеющая дебиторскую и кредиторскую задолженность в отношении одного и того же контрагента, при формировании резерва по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном правилами ст. 266 Кодекса, может учесть по такому контрагенту всю сумму дебиторской задолженности.
При этом сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
С.С.ГРОМОВА
Организация имеет сомнительную дебиторскую задолженность, а также кредиторскую задолженность в отношении одного и того же контрагента. Контролирующие органы считали, что в этом случае в резерв по сомнительным долгам можно включать лишь разницу между дебиторской и кредиторской задолженностью (Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-03-06/1/579, ФНС России от 16.01.2012 N ЕД-4-3/269@). Но Президиум ВАС РФ считает, что компания вправе включить в резерв всю сумму сомнительного долга, а наличие кредиторской задолженности перед этим же контрагентом не имеет значения (Постановление от 19.03.2013 N 13598/12). Этим Постановлением ФНС России в обзоре судебной практики из Приложения к Письму от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097 порекомендовала пользоваться всем налоговым органам. Вправе ли компания для целей налога на прибыль включить в резерв по долгам всю сомнительную дебиторскую задолженность?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 5 марта 2014 г. N 16-15/020341
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резерва по сомнительным долгам.
Статьей 266 Кодекса определен порядок формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли.
На основании п. 1 ст. 266 Кодекса сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Таким образом, сомнительным долгом признается любая просроченная и необеспеченная задолженность.
Согласно п. 3 ст. 266 Кодекса налогоплательщик вправе создавать резерв по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей.
Суммы отчислений в резерв включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
В силу п. 4 ст. 266 Кодекса сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 266 Кодекса.
Таким образом, в Кодексе не содержится условий, ограничивающих размер дебиторской задолженности, подлежащей учету при формировании резерва по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 Кодекса, при наличии встречной кредиторской задолженности в отношении одного и того же контрагента.
Кроме того, исходя из норм гражданского законодательства (ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации) прекращение обязательства зачетом встречного однородного требования является правом, а не обязанностью стороны, в связи с чем наличие такой возможности не должно влечь автоматическую корректировку налогоплательщиком резерва, формируемого им на основании данных бухгалтерского учета.
Ранее в разъяснениях Минфина России и судебных решениях высказывалась позиция, в соответствии с которой в резерв по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли принималась разница в виде превышения дебиторской задолженности над кредиторской по соответствующему контрагенту.
Между тем в Письме от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 Министерство финансов России сообщило, что, в случае когда его письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
В Постановлении от 19.03.2013 N 13598/12 Президиум ВАС РФ пришел к следующему выводу: гл. 25 Кодекса рассматривает сомнительный долг как любую просроченную и необеспеченную дебиторскую задолженность и не устанавливает каких-либо ограничений по отнесению сомнительного долга в состав резерва в случае, когда у налогоплательщика имеется кредиторская задолженность перед должником.
Учитывая изложенное, организация, имеющая дебиторскую и кредиторскую задолженность в отношении одного и того же контрагента, при формировании резерва по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном правилами ст. 266 Кодекса, может учесть по такому контрагенту всю сумму дебиторской задолженности.
При этом сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
С.С.ГРОМОВА