УСНО и НДС

Все об УСНО
Ответить
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

УСНО и НДС

Сообщение Irina »

Конечно, "упрощенцы" не признаются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), однако не секрет, что нередко по просьбе своих контрагентов они выставляют в счет-фактуре его сумму отдельной строкой. В этом случае необходимо уплатить в бюджет сумму НДС, которая указана в счет-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ).

С налоговой декларацией сложнее – уже довольно долго существует устойчивая арбитражная практика, признающая незаконным привлечение "упрощенцев" к ответственности за непредставление или несвоевременное представление декларации по НДС на основании ст. 119 НК РФ.
Суды неоднократно подчеркивали, что наложить штраф за это правонарушение можно только на плательщиков НДС, а "упрощенцы" ими не являются в силу прямого указания п. 2 ст. 346.11 НК РФ.

С 1 января 2014 года изменилась редакция ст. 119 НК РФ – если раньше она называлась "Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета", то в актуальной редакции из текста п. 1 ст. 119 НК РФ слово "налогоплательщиком" исключено.

Фактически это ставит под сомнение возможность опираться на сложившуюся судебную практику и позволяет налоговым инспекторам привлекать к ответственности тех лиц, кто не признается плательщиком НДС (в том числе и "упрощенцев").

Поэтому рекомендуется представить налоговую декларацию по НДС в том случае, если в течение налогового периода его суммы перечислялись в бюджет.

Среди лиц, обязанных подать декларацию по НДС в этих письмах упоминаются не только налогоплательщики, но и субъекты, поименованные в п. 5 ст. 173 НК РФ, – то есть те, кто не является налогоплательщиком по НДС, но выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога (к ним относятся и "упрощенцы").
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

ФНС о учете сумм «входящего» НДС при применении УСН

Сообщение Irina »

При упрощенной системе НДС по приобретенным и оплаченным ценностям учитывается в составе расходов.
При этом расходы на товары, приобретенные для дальнейшей реализации, учитываются по мере реализации этих товаров.

Расходы на оплату товаров для перепродажи признаются при УСН после фактической передачи товаров покупателю независимо от того, оплачены они покупателем или нет.
При этом отмечено, что указанные расходы включаются в налоговую базу после передачи товаров покупателю независимо от факта их оплаты покупателем.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 марта 2014 г. N ГД-4-3/4801@
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ МИНФИНА РОССИИ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе разъяснения Минфина России (письмо от 17.02.2014 N 03-11-09/6275) по вопросу учета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по товарам, приобретенным для дальнейшей реализации, в составе расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 2014 г. N 03-11-09/6275

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФНС России от 05.02.2014 N ГД-4-3/1891@ по вопросу учета в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумм налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным для дальнейшей реализации, и сообщает.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу в составе расходов могут учитываться суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с указанной статьей и статьей 346.17 Кодекса.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса установлено, что расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при налогообложении по мере реализации указанных товаров.

В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, по товарам, приобретенным для дальнейшей реализации, должны учитываться в составе расходов по мере реализации таких товаров.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем (за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 39 Кодекса) признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Таким образом, расходы на оплату товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, признаются в составе расходов при исчислении налога по упрощенной системе налогообложения после фактической передачи товаров покупателю независимо от того, оплачены они покупателем или нет.

Директор Департамента
И.В.ТРУНИН
StevenJam

УСНО и НДС

Сообщение StevenJam »

Всем добрый день
Хотелось бы узнать от тех, кто сталкивался: отказывают ли пермские налоговые в вычете по НДС ООО или ИП на ОСНО, если входящий НДС был получен от ИП или ООО на УСН.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Re: УСНО и НДС

Сообщение Irina »

Если «упрощенщик» выставил счет-фактуру, выделив в ней НДС и, соответственно, перечислил налог в бюджет, то суммы НДС он должен включить в доходы при расчете единого «упрощенного» налога.
Однако с большой долей вероятности эта ситуация в скором времени изменится.
Подробности — в письме Минфина России от 30.01.15 № 03-11-11/3688.
По общему правилу, предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС.
Так гласит пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса.
Исключение составляет налог, подлежащий уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налог, уплачиваемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ (особенности уплаты налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением).
Соответственно, «упрощенщики» не должны выставлять счета-фактуры.
Если же плательщик УСН выставляет счет-фактуру с выделенным НДС, то он обязан перечислить в бюджет соответствующую сумму налога.
Это предусмотрено пунктом 5 статьи 173 НК РФ.
При этом суммы НДС включаются в доходы от реализации и облагаются единым «упрощенным» налогом, в результате чего возникает двойное налогообложение.
На рассмотрении Госдумы находится проект федерального закона № 673716-6 о внесении изменений в Налоговый кодекс (в части уточнения порядка определения объекта налогообложения по налоговым режимам в виде единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения).
Помимо прочего данным законопроектом предлагается исключить из состава доходов, учитываемых при исчислении единого налога, суммы НДС, предъявленные покупателям товаров, работ и услуг в связи с выставлением счетов-фактур.
Законопроект уже был одобрен в первом чтении 20 января 2015 года.

Вопрос:
О возможности исключения из доходов, учитываемых в целях применения УСН, суммы НДС, выделенной в счете-фактуре, выставленном покупателям.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 января 2015 г. N 03-11-11/3688
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение с предложениями о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части применения упрощенной системы налогообложения и налога на добавленную стоимость и сообщает следующее.
В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (проект N 673716-6) (далее - законопроект).
Законопроект предусматривает внесение изменений в порядок определения доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и не должны выставлять счета-фактуры с выделением сумм налога на добавленную стоимость. Вместе с тем, как показывает практика, такие счета-фактуры выставляются.
В случае выставления налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, таких счетов-фактур покупателям товаров, работ и услуг вся сумма полученного налога на добавленную стоимость подлежит уплате в федеральный бюджет.
При этом указанные суммы налога на добавленную стоимость включаются в доходы от реализации и облагаются налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в результате чего возникает двойное налогообложение.
Законопроектом предлагается исключить из состава доходов, учитываемых при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщиками покупателям товаров, работ и услуг в связи с выставлением счетов-фактур.
Также сообщаем, что замечания и предложения, изложенные в обращении, будут рассмотрены в рамках дальнейших мероприятий по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН

Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Когда компаниям на УСН не стоит отказываться от получения счетов-фактур

Сообщение Irina »

Управление ФНС по г. Москве разъяснило ситуацию, связанную с оформлением счетов-фактур для контрагентов на спецрежиме, с которыми компания заключила соглашение не составлять такие документы (письмо от 12.02.2015 г. № 16-15/011867).
В соглашении предусмотрено условие: если право на спецрежим утрачивается, контрагент все-таки может рассчитывать на свой экземпляр счета-фактуры, чтобы потом заявить вычет.
Чиновников спросили: такие счета-фактуры нужно оформлять задним числом или текущей датой, когда контрагент за ними обратился.
На это московские налоговики ответили, что законодательство не предусматривает случаев оформления счетов-фактур позднее пяти календарных дней после отгрузки товаров или оказания услуг.

Вопрос:
Организация оказывает услуги контрагентам, которые применяют УСН. С 1 октября с клиентами подписано соглашение о невыставлении счетов-фактур (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). В этом случае регистрировать в книге продаж можно первичные учетные документы (Письмо Минфина России от 09.10.2014 N 03-07-11/50894). В соглашении записано условие, по которому организация выставляет счета-фактуры за предшествующий период, если заказчик услуг утратит право на применение УСН. Один заказчик после отказа от получения счетов-фактур в ноябре потерял право на применение спецрежима и запросил счета-фактуры по услугам за октябрь. С даты оказания услуг прошло более пяти календарных дней.
Вправе ли организация выставить счета-фактуры за прошедший период (октябрь)?
На какую дату необходимо составить счет-фактуру - на дату фактического оказания услуги (30 октября) или на текущую дату, когда заказчик обратился за получением документов, - 7 ноября?
Как нумеровать такой счет-фактуру, если последний номер, присвоенный счету-фактуре на 30 октября, - N 1345, а на 7 ноября - N 1402?
Организация зарегистрировала в книге продаж первичные документы. Надо ли после выставления счета-фактуры аннулировать запись по первичному документу и сделать запись на основании счета-фактуры?

Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 12 февраля 2015 г. N 16-15/011867

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве рассмотрело письмо <...> по вопросу выставления счетов-фактур организации, утратившей право на применение упрощенной системы налогообложения, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
При этом факт отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) подтверждается первичными учетными документами.
Таким образом, при оказании, в частности, услуг соответствующие счета-фактуры выставляются покупателю не позднее пяти дней считая с даты составления первичного учетного документа, подтверждающего факт оказания данных услуг.
Иного порядка выставления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) Кодексом не предусмотрено.

Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
1 класса
С.С.ГРОМОВА
12.02.2015
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Подписан закон: упрощенцы не должны учитывать в налоговой базе НДС

Сообщение Irina »

Федеральный закон от 06.04.2015 № 84-ФЗ отменяет обязанность компаний на упрощенке и ЕСХН включать в доходы НДС, выделенный в счете-фактуре, который они выставили для покупателя.
Такое же правило установлено для плательщиков ЕНВД.
Упрощенцам разрешено не учитывать в доходах по УСН суммы НДС по выставленным покупателям счетам-фактурам.
Нередко упрощенцы по просьбе покупателей выставляют счета-фактуры с выделенным НДС.
До поправок упрощенцы должны были заплатить этот НДС, а потом включить его сумму в доходы при УСН.
В итоге возникало двойное налогообложение.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.


6 апреля 2015 года N 84-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
27 марта 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
1 апреля 2015 года

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 53, ст. 5023; 2002, N 30, ст. 3021; 2003, N 1, ст. 5, 6; N 28, ст. 2886; N 46, ст. 4443; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 27, ст. 2707; N 30, ст. 3112; 2006, N 12, ст. 1233; N 31, ст. 3436; 2007, N 23, ст. 2691; N 31, ст. 3991; 2008, N 30, ст. 3611; 2009, N 29, ст. 3641; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5725, 5733; 2010, N 15, ст. 1737; N 19, ст. 2291; N 48, ст. 6247, 6251; 2011, N 1, ст. 7; N 11, ст. 1492; 2012, N 26, ст. 3447; N 27, ст. 3588; 2013, N 30, ст. 4031, 4081; N 44, ст. 5640; N 48, ст. 6165; 2014, N 14, ст. 1544; N 16, ст. 1838; N 19, ст. 2321; N 48, ст. 6647, 6657, 6660; 2015, N 1, ст. 18) следующие изменения:
1) в статье 346.5:
а) в пункте 1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.";
абзацы второй и третий признать утратившими силу;
б) подпункт 23 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"23) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением единого сельскохозяйственного налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 настоящего Кодекса;";
2) в подпункте 1 пункта 3 статьи 346.12 слова "и (или) представительства" исключить;
3) пункт 1 статьи 346.15 изложить в следующей редакции:
"1. При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.";
4) подпункт 22 пункта 1 статьи 346.16 изложить в следующей редакции:
"22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 настоящего Кодекса;";
5) в абзаце первом пункта 1 статьи 346.53 слова "пункта 7" заменить словами "подпункта 1 пункта 6".

Статья 2

Признать утратившими силу:
1) абзацы тридцать шестой и тридцать седьмой статьи 1 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4443);
2) абзацы четвертый и пятый пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 39-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2.1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1233).

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.


Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
6 апреля 2015 года
N 84-ФЗ
Ответить