Бухучет в 2013 г. по новому закону №402 ФЗ
Добавлено: 15 ноя 2012, 13:26
С 2013 года все экономические субъекты, поименованные в ст. 2 Закона № 402 ФЗ, обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с указанным законом.
Сфера действия нового Закона "О бухгалтерском учете" существенно расширена. Помимо организаций, филиалов и представительств иностранных организаций к экономическим субъектам, на которые распространяется действие закона, отнесены:
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- нотариусы;
- иные лица, занимающиеся частной практикой.
Кроме того, отдельно упомянуты такие экономические субъекты, как государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетных фондов, Банк России.
Отдельной нормой в Законе N 402-ФЗ закреплено, что он применяется в следующих случаях:
- при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности;
- при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета операций с имуществом, полученным в доверительное управление;
- при ведении бухгалтерского учета в простом товариществе;
- при ведении бухгалтерского учета при выполнении соглашений о разделе продукции.
Объекты бухгалтерского учета (ст.5 Закона N 402-ФЗ)
- Активы (вместо имущества организаций).
Для того чтобы имущество экономического субъекта было квалифицировано как актив, оно должно быть способным принести данному субъекту экономические выгоды в результате использования в процессе производства, обмена на другой актив, передачи с целью погашения обязательства, распределения между собственниками.
К активам могут быть отнесены объекты, не принадлежащие экономическому субъекту на праве собственности, то есть не являющиеся его имуществом. Это возможно, если экономический субъект осуществляет контроль над самим объектом и имеет право на получение экономических выгод от него.
- Обязательства(этот объект бухгалтерского учета не изменился)
- Факты хозяйственной жизни (вместо хозяйственных операций)
В п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ факт хозяйственной жизни определяется как сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Объекты учета факты хозяйственной жизни включают такие новые объекты бухгалтерского учета, как сделки и события (причем не только те, которые уже оказывают влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, но и те, которые способны оказать такое влияние).
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом
(ранее это требовалось делать в связи с каждой хозяйственной операцией).
В Законе N 402-ФЗ отсутствует норма о том, что бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов.
Это объясняется тем, что сейчас в бухгалтерском учете возрастает роль профессионального суждения бухгалтера, в частности, в вопросах квалификации фактов хозяйственной жизни, оценки объектов учета (в том числе с применением метода дисконтирования) и резервирования.
Такое требование подразумевает отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (п. 7 ПБУ 1/2008).
Если сделки и операции совершаются от лица экономического субъекта должностными лицами, то события последними не контролируются, а только оформляются.
- Источники финансирования деятельности (новый объект бухучета)
Закон N 402-ФЗ не содержит определения данного понятия, в качестве объекта учета названы абстрактные "источники финансирования деятельности", а не привычный капитал.
Под источниками финансирования деятельности понимаются все источники, за исключением обязательств, которые поименованы как отдельный объект бухгалтерского учета (п.3 ст.5 Закона N 402-ФЗ).
Это объясняется тем, что новый закон распространяется на множество различных экономических субъектов, а не только на коммерческие организации. Поэтому и источники финансирования деятельности экономических субъектов могут быть различными.
- Доходы
- Расходы
- Иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами
Перечень объектов учета является открытым, кроме объектов, перечисленных в Законе N 402-ФЗ, федеральными стандартами могут устанавливаться и иные объекты бухгалтерского учета.
Денежное измерение объектов бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению (ч. 1 ст. 12)
Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте РФ (ч. 2 ст. 12),
если иное не установлено законодательством РФ.
Стоимость объектов бухгалтерского учета, в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ (ч. 3 ст. 12)
Требование пересчета в валюту Российской Федерации стало распространяться на все объекты бухгалтерского учета с оговоркой "если иное не установлено законодательством РФ".
Организация бухгалтерского учета
По Закону N 402-ФЗ вести бухгалтерский учет самостоятельно вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства.
Руководители организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, обязаны возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Нормы старого и нового Законов "О бухгалтерском учете", касающиеся главного бухгалтера, различаются коренным образом.
Если в Законе N 129-ФЗ речь шла о подчиненности, полномочиях и обязанностях главного бухгалтера, то Закон N 402-ФЗ эти вопросы не затрагивает.
Порядок действий в случае возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером в новом законе изложен более подробно.
Помимо процедуры принятия (непринятия) спорных данных к бухгалтерскому учету в Законе N 402-ФЗ устанавливается порядок отражения (основания не отражения) объектов учета в бухгалтерской (финансовой) отчетности при возникновении разногласий.
Мнение главного бухгалтера руководитель экономического субъекта учитывать не обязан, однако всю ответственность за достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности несет именно он (при наличии соответствующего письменного распоряжения, направленного главному бухгалтеру).
В новом Законе отсутствует положение о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства.
Новым Законом "О бухгалтерском учете" устанавливаются требования, которым должны соответствовать главные бухгалтеры следующих экономических субъектов (ч. 4 ст. 7).
Рекомендации в области бухгалтерского учета (в Законе N 129-ФЗ такие понятия отсутствовали):
1) могут приниматься в отношении (ч. 9 ст. 21 Закона N 402-ФЗ):
- порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами;
- организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета;
- порядка организации и осуществления внутреннего контроля деятельности бухгалтерских служб и ведения бухгалтерского учета;
- порядка разработки стандартов.
2) принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета (ч. 7 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Стандарты экономического субъекта:
- предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета (ч. 11 ст. 21 Закона N 402-ФЗ);
- применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (ч. 13 ст. 21 Закона N 402-ФЗ);
- могут быть разработаны и утверждены экономическим субъектом для обязательного применения дочерними обществами этого экономического субъекта (ч. 14 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Организации могут разрабатывать отдельные стандарты бухгалтерского учета (по учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и т.д.), в которых учтены специфика организации и условия хозяйствования.
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно (ч. 12 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Учетная политика
В Законе N 402-ФЗ не перечислены обязательные составляющие учетной политики, так как эта информация содержится в п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".
В Законе N 402-ФЗ приведено только общее определение учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом, а также перечислены основные принципы ее формирования.
Указанные определение и принципы повторяют положения п. п. 2, 7 ПБУ 1/2008.
В Законе N 402-ФЗ отсутствует положение о том, что ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер (такая норма содержалась в п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).
Изменение учетной политики
Основания для изменения учетной политики в Законе N 402-ФЗ являются более точными.
Так для изменения учетной политики недостаточно любых изменений законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, необходимо также, чтобы изменились требования к ведению бухгалтерского учета этого законодательства РФ или нормативных актов.
Помимо разработки организацией нового способа ведения бухгалтерского учета условием для изменения ее учетной политики теперь признается еще и выбор ею иного уже существующего способа. Важно, чтобы применение этого разработанного или выбранного нового способа бухгалтерского учета приводило к повышению качества бухгалтерской информации.
Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 применение нового способа ведения бухгалтерского учета должно привести к одному из двух последствий:
- более достоверному представлению фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации;
- меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации.
Закон N 402-ФЗ допускает изменение учетной политики не с начала отчетного года в случае, если такой порядок изменения учетной политики обусловлен причиной этого изменения.
В Законе N 402-ФЗ отсутствует требование о включении в пояснительную записку к бухгалтерской отчетности информации об изменениях в учетной политике на следующий отчетный.
Однако такая информация должна присутствовать в годовой бухгалтерской отчетности организаций, публикующих эту отчетность полностью или частично, на основании п. 25 ПБУ 1/2008.
Формы первичных учетных документов
Унифицированные формы со следующего года будут необязательными (п. 4 ст. 9 № 402-ФЗ).
С 2013 года любой первичный документ может быть разработан компанией самостоятельно.
Данное нововведение не коснулось организаций госсектора.
Руководитель обязан будет утверждать формы первичных документов независимо от того, какой для этого используется бланк — унифицированный или нет.
Организация может продолжать использовать привычные типовые бланки, тем более что все они есть в бухгалтерских программах.
Для этого в учетной политике нужно установить, что организация применяет в качестве первичных документов унифицированные формы, и их перечислить.
Печать на первичных документах не является обязательным реквизитом. Однако если организация применяет унифицированные формы то в них оттиск печати, как правило, предусмотрен.
Чтобы и в дальнейшем получать от поставщиков документы, заверенные печатью, это можно прописать в договоре.
Если предусмотреть в учетной политике организации возможность использовать бланки, которые согласованы с контрагентами, тогда в рамках указанного договора применяются формы первичных документов, определенные в договоре.
Бланки первичных документов необязательно приводить непосредственно в приложении к учетной политике. Можно утвердить их отдельным приказом руководителя. А в учетной политике сделать ссылку на этот приказ.
Законом № 402 ФЗ также предусмотрена возможность оформлять первичные документы не только в бумажном, но и в электронном виде.
Чтобы указанные формы стали легитимными, они не только должны быть утверждены приказом руководителя (возможно, в составе учетной политики), но и иметь обязательные реквизиты.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного
за правильность ее оформления, либо наименование должности лица, ответственного за правильность оформления свершившегося события;
- подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Закон N 402-ФЗ требует указывать в первичном учетном документе кроме подписей лиц, совершивших сделку или операцию либо оформивших событие, их фамилии и инициалы.
В первичном учетном документе величина измерения факта хозяйственной жизни может быть отражена только в натуральном или только в денежном измерении.
Момент и способы составления первичного учетного документа (ст.9 Закона N 402-ФЗ)
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Если законодательством РФ или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.
Нормы ст. 9 Закона N 402-ФЗ практически уравнивают в правах первичные учетные документы на бумажном носителе и в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.
Если по Закону N 129-ФЗ копия первичного учетного документа, составленного на машинном носителе, в безусловном порядке должна была изготавливаться на бумажном носителе, то согласно Закону N 402-ФЗ бумажная копия электронного документа изготавливается только по требованию контрагента и только в случае, если это предусмотрено договором с ним.
Возможность предоставления электронных документов (но только составленных по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов) в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи предусмотрена п. 2 ст. 93 НК РФ.
Внесение исправлений в первичные учетные документы Часть 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
Новый Закон не содержит запрета на внесение исправлений в кассовые и банковские документы.
Данное обстоятельство не означает, что с 1 января 2013 г. такие исправления разрешены, в ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ содержится оговорка "если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета".
При этом согласно п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации и п. 2.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Исправления в других документах должны содержать, кроме даты исправления и подписей лиц, заверявших изначально эти документы, фамилии и инициалы этих лиц, либо иные реквизиты, необходимые для их идентификации.
Изъятие первичных учетных документов
В Законе N 402-ФЗ отсутствуют положения, регламентирующие изъятие первичных учетных документов компетентными органами, он говорит лишь о необходимости включать в документы бухгалтерского учета изготовленные в установленном порядке копии изъятых документов.
Порядок проведения выемки документов налоговыми органами определен ст. 94 НК РФ, в абз. 2 п. 8 данной статьи сказано, что при изъятии документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого изымаются оригиналы документов. Это должно быть сделано одновременно с изъятием документов или в течение пяти дней после изъятия.
График документооборота
Составляя его, сосредоточиться лучше, конечно, на тех документах, которые регулярно поступают в компанию. Или же постоянно заполняются внутри самой организации.
Из графика должно быть понятно, в какие сроки и кто должен сдать документ в бухгалтерию, сколько времени дается бухгалтеру на его обработку и где хранится бумага.
Формат возможен любой: например, в виде таблицы.
Готовый график документооборота можно сделать приложением к учетной политике.
Либо утвердить в отдельном документе.
Корректировочные счета-фактуры
Корректировочный счет-фактуру продавец составляет, если изменились цена или количество товаров, которые были отгружены покупателю.
Преимущество данного вида счетов-фактур в следующем. Когда стоимость товаров снижается, например, из-за скидки, стороны договора отражают все связанные с этим изменения в расчете НДС текущим периодом. То есть в квартале, в котором составлен корректировочный счет-фактура.
Чтобы составить корректировочный счет-фактуру, у продавца должен быть документ с подписью покупателя о согласии с изменением цены. Это может быть дополнительное соглашение к договору или протокол согласования цен. Во избежание споров лучше всего указать в договоре, какая именно бумага подтверждает изменение стоимости товаров.
Если же необходимого документа не будет, продавец не сможет принять к вычету НДС по корректировочному счету-фактуре с разницы между первоначальной и сниженной стоимостью товаров.
Если поставщик из-за технической ошибки завысил или занизил цену, то корректировочный счет-фактура не составляется, а продавец вносит исправления в счет-фактуру на отгрузку.
Исправленные счета-фактуры
Если поставщик отгрузил товары покупателю в прошлом квартале. Теперь же в счете-фактуре обнаружили ошибку и его нужно исправить. Поставщику нужно будет исправить книгу продаж за период отгрузки товаров, а покупатель аннулирует вычет НДС, который он заявил в прошлом квартале. Затем примет налог к вычету по исправленному счету-фактуре в текущем периоде.
Чтобы дисциплинировать поставщиков, можно предусмотреть в договоре условие, по которому в случае выставления неправильно оформленного счета-фактуры поставщик должен уплатить покупателю штраф в сумме НДС, который покупатель не смог принять к вычету, а также начисленные налоговиками пени и санкции.
Оценка и инвентаризация активов и обязательств
В отличие от Закона № 129 ФЗ, в который включены правила оценки имущества, полученного безвозмездно или приобретенного за плату либо созданного самой организацией, теперь приводится лишь единственное положение о том, что объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению.
Все специальные нормы по порядку оценки объектов учета представлены в соответствующих ПБУ.
В Законе № 402 ФЗ определена лишь обязанность проведения инвентаризации.
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Последнее же устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
Закон N 402-ФЗ не регламентирует отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации, в нем говорится, что выявленные расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Периодичность инвентаризации компания устанавливает самостоятельно.
По товарам и материалам удобно проводить инвентаризацию ежемесячно, а по дебиторской и кредиторской задолженности ежеквартально.
Обязательной является инвентаризация перед составлением годовой отчетности.
Если при инвентаризации выявлена пересортица товаров.
Налоговики считают, что в налоговом учете пересортицы быть не может, а значит, излишки товаров необходимо признать доходом, в то же время недостачу учесть в расходах нельзя.
Заявление при выдаче денег под отчет
В связи с вводом Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П организация выдает деньги под отчет по заявлению работника. Причем руководитель должен указать в нем сумму, срок выдачи денег, поставить в нем дату и подпись. Такое требование установлено в пункте 4.4 Положения.
Если работник периодически получает средства на хозяйственные нужды, то можно составить одно заявление на длительный период. Положение № 373-П этого не запрещает. Тогда руководитель поставит на нем визу о том, что необходимо ежемесячно выдавать работнику определенную сумму на такой-то срок.
Транспортная накладная и ТТН
Подтвердить расходы на перевозку товаров организация вправе одним документом – транспортной накладной либо ТТН.
Путевые листы
Обязательные реквизиты путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. Маршрут формально в их число не входит, по мнению налоговиков, указывать его необходимо.
При этом фраза «поездки по городу» недопустима, чтобы у проверяющих не возникало претензий, надо приводить конкретные пункты назначения: банк, склад и т. д.
По расходам на ГСМ принять налог к вычету без проблем можно только при наличии счета-фактуры. Если же есть кассовый чек, в котором указано «в том числе НДС», то налоговые инспекторы обычно требуют выделить эту сумму расчетным путем. И в расходах ее не учитывать.
Договор хранения
Компания может передать товар на хранение специализированной организации если нет возможности сразу поместить приобретенную продукцию на свой склад. Для этого заключают договор складского хранения (ст. 907 ГК РФ). В подтверждение компания получает складское свидетельство.
Если покупатель по каким-то причинам не забирает приобретенный товар, и он пока хранится на складе поставщика, то налоговики могут заявить, что поставщик оказывает услуги по хранению на безвозмездной основе, и доначислить НДС. Поэтому лучше заключить с контрагентом договор хранения хотя бы с минимальной ценой услуг.
Договор займа
В договоре займа нужно прописывать размер процентов. Если этого условия не будет, инспекторы посчитают, что компания-заемщик получила денежные средства по ставке рефинансирования. Это предусмотрено в статье 809 ГК РФ.
Так что, если компания хочет оформить беспроцентный заем, это должно быть явно указано в договоре. Кстати, доход по налогу на прибыль в данном случае учитывать не нужно. Хотя экономическая выгода у организации, получившей заем без условия об уплате процентов, конечно, возникает. Но порядок ее расчета в главе 25 НК РФ не прописан.
Документы, подтверждающие осмотрительность при выборе контрагента
Чтобы у налоговиков не возникало претензий к расходам и вычетам НДС, желательно иметь в наличии документы, которые обосновывают «должную осмотрительность» при выборе контрагентов.
В число таких документов обычно входят свидетельство о госрегистрации и постановке на учет в инспекции, устав, баланс, можно добавить письмо о подтверждении местонахождения компании, имеющиеся рекламные проспекты по товарам (работам, услугам). А также распечатанную страницу с официального сайта.
Если деятельность партнера лицензируется, нелишним будет получить копию лицензии.
От инспекции можно также попробовать запросить справку, которая подтвердит, что партнер уплачивает налоги.
Регистры бухгалтерского учета
Требования к регистрам бухгалтерского учета стали жестче.
Формы регистров теперь должны утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета должны иметь обязательные реквизиты.
Если регистр создается и хранится в электронной форме, он должен содержать электронную подпись как обязательный реквизит.
Если в соответствии с законодательством РФ изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров включаются в состав документов бухгалтерского учета.
Нормы Закона N 402-ФЗ в отношении регистров бухгалтерского учета характеризуются следующими принципиальными отличиями.
1. Отсутствует положение о том, что в регистрах бухгалтерского учета накапливается информация для отражения в бухгалтерской отчетности.
2. Установлено, что формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (сейчас такое требование содержится в п. 4 ПБУ 1/2008).
Исключением являются организации государственного сектора, для которых формы регистров устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
3. Установлен перечень обязательных реквизитов регистра бухгалтерского учета.
4. Содержание регистров бухгалтерского учета не относится законом к коммерческой тайне. Закон N 402-ФЗ допускает наличие в договоре условия о предоставлении регистра бухгалтерского учета другому лицу.
Кроме того, введены нормы, регламентирующие внесение исправлений в регистры бухгалтерского учета и замену регистров копиями в случае их изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные нормы аналогичны соответствующим нормам в отношении первичных учетных документов.
Бухгалтерская отчетность
Согласно поправкам, которые вступят в силу с 2013 года в статью 23 НК РФ, организации должны будут представлять налоговикам только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Исключение предусмотрено только для тех компаний, которые в силу Закона № 402-ФЗ не обязаны вести бухучет.
Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 13)
Согласно новому закону годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (в новом законе отчет о финансовых результатах) являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения), которые составляются в текстовой или табличной форме (т. е. в виде пояснительной записки). Из перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности исчезли аудиторское заключение и пояснительная записка, что не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Представлять аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы с 1 января 2013 г. не требуется.
По новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
Пока еще бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
По промежуточной отчетности в новом законе даны более четкие определения отчетного периода составления такой отчетности, при этом исключены такие наименования, как «месячная» и «квартальная промежуточная отчетность», так как в действительности вся отчетность составляется нарастающим итогом.
Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который эта отчетность составляется, включительно.
В законе N 402-ФЗ закреплены новые положения об особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и реорганизации юридического лица.
Закон N 402-ФЗ не требует представления отчета о финансовых результатах, в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (включая общественные организации и объединения).
Согласно Закону N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, в том числе его филиалов и представительств, независимо от их места нахождения.
Требование Закона N 402-ФЗ составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в рублях не является новым.
Если до введения в действие Закона N 402-ФЗ бухгалтерскую отчетность должен был подписывать главный бухгалтер, то с 1 января 2013 г. достаточно подписи руководителя экономического субъекта на экземпляре отчетности на бумажном носителе.
Из ч. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ можно также сделать вывод о том, что составление бухгалтерской (финансовой) отчетности только в электронном виде с электронной подписью недопустимо.
Новый Закон "О бухгалтерском учете" не устанавливает требований к содержанию пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчетности, да и сама пояснительная записка в новом законе не поименована в составе форм бухгалтерской отчетности.
В Законе N 402-ФЗ установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на отчетную дату, то есть на последний календарный день отчетного периода, значит, что в составе годовой бухгалтерской отчетности представляется бухгалтерский баланс на 31 декабря отчетного года, а не на 1 января следующего за отчетным года.
Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является
календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год (ч. 3 ст. 13).
Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта
по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено Законом N 402-ФЗ
и (или) федеральными стандартами (ч. 2 ст. 15).
В случае если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной
организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является, если иное не установлено
экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно (ч. 3 ст. 15).
Согласно Закону N 402-ФЗ промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.
Случаи, когда экономические субъекты обязаны составлять промежуточную отчетность, установлены законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ и после 1 января 2013 г. продолжает действовать ПБУ 4/99, п. 48 которого предписывает организациям составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ.
На основании приведенных выше норм организации и после вступления в силу Закона N 402-ФЗ обязаны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года.
Обращаем внимание, что в Закон N 402-ФЗ включены отдельные статьи, посвященные особенностям составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц (см. ст. ст. 16, 17 Закона N 402-ФЗ).
Представление, утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности
Новый Закон "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ устанавливает обязанность экономических субъектов (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ) представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности только одному пользователю - органу государственной статистики.
Однако это не означает, что требование представлять экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности другим пользователям не может содержаться в других законах.
С 1 января 2013 г. организации также обязаны не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет.
Срок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности органу государственной статистики практически не изменился: вместо "в течение 90 дней" в новом Законе указано "не позднее трех месяцев", предельный срок представления годовой отчетности в високосный год теперь составит 91 день.Представление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности Законом N 402-ФЗ не предусмотрено.
Важным новшеством стало отсутствие в новом Законе требования о представлении уже утвержденной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Оно было установлено для организаций (за исключением бюджетных и казенных учреждений) абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ и являлось трудно выполнимым.
Дело в том, что утверждение годовой бухгалтерской отчетности в акционерных обществах (АО) и обществах с ограниченной ответственностью (ООО) относится к компетенции общего собрания акционеров (участников ООО).
В Законе N 402-ФЗ процедуры представления и утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности не увязаны.
По вопросам порядка и случаев утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности Закон N 402-ФЗ отсылает к другим федеральным законам.
В случае обнаружения существенных ошибок в представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее утверждения у организации может возникнуть необходимость замены первоначально представленной отчетности на пересмотренную в соответствии с п. 8 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности".
Порядок и случаи обязательного опубликования бухгалтерской отчетности Закон N 402-ФЗ также не регулирует, отсылая к другим федеральным законам. Он лишь устанавливает, что содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности не может являться коммерческой тайной, а также обязывает публиковать аудиторское заключение одновременно с отчетностью в случае, если публикуемая отчетность подлежит обязательному аудиту. Необходимость последнего требования связана с исключением аудиторского заключения из состава бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Внутренний контроль
Новый закон требует от экономического субъекта организовать и проводить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности.
В организациях, которые подлежат обязательному аудиту, должен быть налажен внутренний контроль ведения и составления бухгалтерского учета (за исключением случаев, когда руководитель сам ведет учет).
Система внутреннего контроля на предприятии прежде всего состоит из:
- среды контроля;
- организации информационных потоков;
- применяемых контрольных процедур;
- идентификации и управления рисками;
- влияния на финансовую отчетность.
Такой контроль может проводить любой квалифицированный внутренний специалист (финансовый контролер), уполномоченный на это приказом (распоряжением) руководителя о создании для этой цели специальной службы.
Новшеством Закона N 402-ФЗ являются включенные в него положения о внутреннем контроле, организуемом экономическими субъектами в обязательном порядке.
Объектом контроля должно быть не только ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и сами факты хозяйственной жизни экономического субъекта.
Сфера действия нового Закона "О бухгалтерском учете" существенно расширена. Помимо организаций, филиалов и представительств иностранных организаций к экономическим субъектам, на которые распространяется действие закона, отнесены:
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- нотариусы;
- иные лица, занимающиеся частной практикой.
Кроме того, отдельно упомянуты такие экономические субъекты, как государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетных фондов, Банк России.
Отдельной нормой в Законе N 402-ФЗ закреплено, что он применяется в следующих случаях:
- при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности;
- при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета операций с имуществом, полученным в доверительное управление;
- при ведении бухгалтерского учета в простом товариществе;
- при ведении бухгалтерского учета при выполнении соглашений о разделе продукции.
Объекты бухгалтерского учета (ст.5 Закона N 402-ФЗ)
- Активы (вместо имущества организаций).
Для того чтобы имущество экономического субъекта было квалифицировано как актив, оно должно быть способным принести данному субъекту экономические выгоды в результате использования в процессе производства, обмена на другой актив, передачи с целью погашения обязательства, распределения между собственниками.
К активам могут быть отнесены объекты, не принадлежащие экономическому субъекту на праве собственности, то есть не являющиеся его имуществом. Это возможно, если экономический субъект осуществляет контроль над самим объектом и имеет право на получение экономических выгод от него.
- Обязательства(этот объект бухгалтерского учета не изменился)
- Факты хозяйственной жизни (вместо хозяйственных операций)
В п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ факт хозяйственной жизни определяется как сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Объекты учета факты хозяйственной жизни включают такие новые объекты бухгалтерского учета, как сделки и события (причем не только те, которые уже оказывают влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, но и те, которые способны оказать такое влияние).
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом
(ранее это требовалось делать в связи с каждой хозяйственной операцией).
В Законе N 402-ФЗ отсутствует норма о том, что бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов.
Это объясняется тем, что сейчас в бухгалтерском учете возрастает роль профессионального суждения бухгалтера, в частности, в вопросах квалификации фактов хозяйственной жизни, оценки объектов учета (в том числе с применением метода дисконтирования) и резервирования.
Такое требование подразумевает отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (п. 7 ПБУ 1/2008).
Если сделки и операции совершаются от лица экономического субъекта должностными лицами, то события последними не контролируются, а только оформляются.
- Источники финансирования деятельности (новый объект бухучета)
Закон N 402-ФЗ не содержит определения данного понятия, в качестве объекта учета названы абстрактные "источники финансирования деятельности", а не привычный капитал.
Под источниками финансирования деятельности понимаются все источники, за исключением обязательств, которые поименованы как отдельный объект бухгалтерского учета (п.3 ст.5 Закона N 402-ФЗ).
Это объясняется тем, что новый закон распространяется на множество различных экономических субъектов, а не только на коммерческие организации. Поэтому и источники финансирования деятельности экономических субъектов могут быть различными.
- Доходы
- Расходы
- Иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами
Перечень объектов учета является открытым, кроме объектов, перечисленных в Законе N 402-ФЗ, федеральными стандартами могут устанавливаться и иные объекты бухгалтерского учета.
Денежное измерение объектов бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению (ч. 1 ст. 12)
Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте РФ (ч. 2 ст. 12),
если иное не установлено законодательством РФ.
Стоимость объектов бухгалтерского учета, в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ (ч. 3 ст. 12)
Требование пересчета в валюту Российской Федерации стало распространяться на все объекты бухгалтерского учета с оговоркой "если иное не установлено законодательством РФ".
Организация бухгалтерского учета
По Закону N 402-ФЗ вести бухгалтерский учет самостоятельно вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства.
Руководители организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, обязаны возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Нормы старого и нового Законов "О бухгалтерском учете", касающиеся главного бухгалтера, различаются коренным образом.
Если в Законе N 129-ФЗ речь шла о подчиненности, полномочиях и обязанностях главного бухгалтера, то Закон N 402-ФЗ эти вопросы не затрагивает.
Порядок действий в случае возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером в новом законе изложен более подробно.
Помимо процедуры принятия (непринятия) спорных данных к бухгалтерскому учету в Законе N 402-ФЗ устанавливается порядок отражения (основания не отражения) объектов учета в бухгалтерской (финансовой) отчетности при возникновении разногласий.
Мнение главного бухгалтера руководитель экономического субъекта учитывать не обязан, однако всю ответственность за достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности несет именно он (при наличии соответствующего письменного распоряжения, направленного главному бухгалтеру).
В новом Законе отсутствует положение о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства.
Новым Законом "О бухгалтерском учете" устанавливаются требования, которым должны соответствовать главные бухгалтеры следующих экономических субъектов (ч. 4 ст. 7).
Рекомендации в области бухгалтерского учета (в Законе N 129-ФЗ такие понятия отсутствовали):
1) могут приниматься в отношении (ч. 9 ст. 21 Закона N 402-ФЗ):
- порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами;
- организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета;
- порядка организации и осуществления внутреннего контроля деятельности бухгалтерских служб и ведения бухгалтерского учета;
- порядка разработки стандартов.
2) принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета (ч. 7 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Стандарты экономического субъекта:
- предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета (ч. 11 ст. 21 Закона N 402-ФЗ);
- применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (ч. 13 ст. 21 Закона N 402-ФЗ);
- могут быть разработаны и утверждены экономическим субъектом для обязательного применения дочерними обществами этого экономического субъекта (ч. 14 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Организации могут разрабатывать отдельные стандарты бухгалтерского учета (по учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и т.д.), в которых учтены специфика организации и условия хозяйствования.
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно (ч. 12 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Учетная политика
В Законе N 402-ФЗ не перечислены обязательные составляющие учетной политики, так как эта информация содержится в п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".
В Законе N 402-ФЗ приведено только общее определение учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом, а также перечислены основные принципы ее формирования.
Указанные определение и принципы повторяют положения п. п. 2, 7 ПБУ 1/2008.
В Законе N 402-ФЗ отсутствует положение о том, что ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер (такая норма содержалась в п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).
Изменение учетной политики
Основания для изменения учетной политики в Законе N 402-ФЗ являются более точными.
Так для изменения учетной политики недостаточно любых изменений законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, необходимо также, чтобы изменились требования к ведению бухгалтерского учета этого законодательства РФ или нормативных актов.
Помимо разработки организацией нового способа ведения бухгалтерского учета условием для изменения ее учетной политики теперь признается еще и выбор ею иного уже существующего способа. Важно, чтобы применение этого разработанного или выбранного нового способа бухгалтерского учета приводило к повышению качества бухгалтерской информации.
Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 применение нового способа ведения бухгалтерского учета должно привести к одному из двух последствий:
- более достоверному представлению фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации;
- меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации.
Закон N 402-ФЗ допускает изменение учетной политики не с начала отчетного года в случае, если такой порядок изменения учетной политики обусловлен причиной этого изменения.
В Законе N 402-ФЗ отсутствует требование о включении в пояснительную записку к бухгалтерской отчетности информации об изменениях в учетной политике на следующий отчетный.
Однако такая информация должна присутствовать в годовой бухгалтерской отчетности организаций, публикующих эту отчетность полностью или частично, на основании п. 25 ПБУ 1/2008.
Формы первичных учетных документов
Унифицированные формы со следующего года будут необязательными (п. 4 ст. 9 № 402-ФЗ).
С 2013 года любой первичный документ может быть разработан компанией самостоятельно.
Данное нововведение не коснулось организаций госсектора.
Руководитель обязан будет утверждать формы первичных документов независимо от того, какой для этого используется бланк — унифицированный или нет.
Организация может продолжать использовать привычные типовые бланки, тем более что все они есть в бухгалтерских программах.
Для этого в учетной политике нужно установить, что организация применяет в качестве первичных документов унифицированные формы, и их перечислить.
Печать на первичных документах не является обязательным реквизитом. Однако если организация применяет унифицированные формы то в них оттиск печати, как правило, предусмотрен.
Чтобы и в дальнейшем получать от поставщиков документы, заверенные печатью, это можно прописать в договоре.
Если предусмотреть в учетной политике организации возможность использовать бланки, которые согласованы с контрагентами, тогда в рамках указанного договора применяются формы первичных документов, определенные в договоре.
Бланки первичных документов необязательно приводить непосредственно в приложении к учетной политике. Можно утвердить их отдельным приказом руководителя. А в учетной политике сделать ссылку на этот приказ.
Законом № 402 ФЗ также предусмотрена возможность оформлять первичные документы не только в бумажном, но и в электронном виде.
Чтобы указанные формы стали легитимными, они не только должны быть утверждены приказом руководителя (возможно, в составе учетной политики), но и иметь обязательные реквизиты.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного
за правильность ее оформления, либо наименование должности лица, ответственного за правильность оформления свершившегося события;
- подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Закон N 402-ФЗ требует указывать в первичном учетном документе кроме подписей лиц, совершивших сделку или операцию либо оформивших событие, их фамилии и инициалы.
В первичном учетном документе величина измерения факта хозяйственной жизни может быть отражена только в натуральном или только в денежном измерении.
Момент и способы составления первичного учетного документа (ст.9 Закона N 402-ФЗ)
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Если законодательством РФ или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.
Нормы ст. 9 Закона N 402-ФЗ практически уравнивают в правах первичные учетные документы на бумажном носителе и в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.
Если по Закону N 129-ФЗ копия первичного учетного документа, составленного на машинном носителе, в безусловном порядке должна была изготавливаться на бумажном носителе, то согласно Закону N 402-ФЗ бумажная копия электронного документа изготавливается только по требованию контрагента и только в случае, если это предусмотрено договором с ним.
Возможность предоставления электронных документов (но только составленных по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов) в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи предусмотрена п. 2 ст. 93 НК РФ.
Внесение исправлений в первичные учетные документы Часть 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
Новый Закон не содержит запрета на внесение исправлений в кассовые и банковские документы.
Данное обстоятельство не означает, что с 1 января 2013 г. такие исправления разрешены, в ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ содержится оговорка "если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета".
При этом согласно п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации и п. 2.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Исправления в других документах должны содержать, кроме даты исправления и подписей лиц, заверявших изначально эти документы, фамилии и инициалы этих лиц, либо иные реквизиты, необходимые для их идентификации.
Изъятие первичных учетных документов
В Законе N 402-ФЗ отсутствуют положения, регламентирующие изъятие первичных учетных документов компетентными органами, он говорит лишь о необходимости включать в документы бухгалтерского учета изготовленные в установленном порядке копии изъятых документов.
Порядок проведения выемки документов налоговыми органами определен ст. 94 НК РФ, в абз. 2 п. 8 данной статьи сказано, что при изъятии документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого изымаются оригиналы документов. Это должно быть сделано одновременно с изъятием документов или в течение пяти дней после изъятия.
График документооборота
Составляя его, сосредоточиться лучше, конечно, на тех документах, которые регулярно поступают в компанию. Или же постоянно заполняются внутри самой организации.
Из графика должно быть понятно, в какие сроки и кто должен сдать документ в бухгалтерию, сколько времени дается бухгалтеру на его обработку и где хранится бумага.
Формат возможен любой: например, в виде таблицы.
Готовый график документооборота можно сделать приложением к учетной политике.
Либо утвердить в отдельном документе.
Корректировочные счета-фактуры
Корректировочный счет-фактуру продавец составляет, если изменились цена или количество товаров, которые были отгружены покупателю.
Преимущество данного вида счетов-фактур в следующем. Когда стоимость товаров снижается, например, из-за скидки, стороны договора отражают все связанные с этим изменения в расчете НДС текущим периодом. То есть в квартале, в котором составлен корректировочный счет-фактура.
Чтобы составить корректировочный счет-фактуру, у продавца должен быть документ с подписью покупателя о согласии с изменением цены. Это может быть дополнительное соглашение к договору или протокол согласования цен. Во избежание споров лучше всего указать в договоре, какая именно бумага подтверждает изменение стоимости товаров.
Если же необходимого документа не будет, продавец не сможет принять к вычету НДС по корректировочному счету-фактуре с разницы между первоначальной и сниженной стоимостью товаров.
Если поставщик из-за технической ошибки завысил или занизил цену, то корректировочный счет-фактура не составляется, а продавец вносит исправления в счет-фактуру на отгрузку.
Исправленные счета-фактуры
Если поставщик отгрузил товары покупателю в прошлом квартале. Теперь же в счете-фактуре обнаружили ошибку и его нужно исправить. Поставщику нужно будет исправить книгу продаж за период отгрузки товаров, а покупатель аннулирует вычет НДС, который он заявил в прошлом квартале. Затем примет налог к вычету по исправленному счету-фактуре в текущем периоде.
Чтобы дисциплинировать поставщиков, можно предусмотреть в договоре условие, по которому в случае выставления неправильно оформленного счета-фактуры поставщик должен уплатить покупателю штраф в сумме НДС, который покупатель не смог принять к вычету, а также начисленные налоговиками пени и санкции.
Оценка и инвентаризация активов и обязательств
В отличие от Закона № 129 ФЗ, в который включены правила оценки имущества, полученного безвозмездно или приобретенного за плату либо созданного самой организацией, теперь приводится лишь единственное положение о том, что объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению.
Все специальные нормы по порядку оценки объектов учета представлены в соответствующих ПБУ.
В Законе № 402 ФЗ определена лишь обязанность проведения инвентаризации.
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Последнее же устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
Закон N 402-ФЗ не регламентирует отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации, в нем говорится, что выявленные расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Периодичность инвентаризации компания устанавливает самостоятельно.
По товарам и материалам удобно проводить инвентаризацию ежемесячно, а по дебиторской и кредиторской задолженности ежеквартально.
Обязательной является инвентаризация перед составлением годовой отчетности.
Если при инвентаризации выявлена пересортица товаров.
Налоговики считают, что в налоговом учете пересортицы быть не может, а значит, излишки товаров необходимо признать доходом, в то же время недостачу учесть в расходах нельзя.
Заявление при выдаче денег под отчет
В связи с вводом Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П организация выдает деньги под отчет по заявлению работника. Причем руководитель должен указать в нем сумму, срок выдачи денег, поставить в нем дату и подпись. Такое требование установлено в пункте 4.4 Положения.
Если работник периодически получает средства на хозяйственные нужды, то можно составить одно заявление на длительный период. Положение № 373-П этого не запрещает. Тогда руководитель поставит на нем визу о том, что необходимо ежемесячно выдавать работнику определенную сумму на такой-то срок.
Транспортная накладная и ТТН
Подтвердить расходы на перевозку товаров организация вправе одним документом – транспортной накладной либо ТТН.
Путевые листы
Обязательные реквизиты путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. Маршрут формально в их число не входит, по мнению налоговиков, указывать его необходимо.
При этом фраза «поездки по городу» недопустима, чтобы у проверяющих не возникало претензий, надо приводить конкретные пункты назначения: банк, склад и т. д.
По расходам на ГСМ принять налог к вычету без проблем можно только при наличии счета-фактуры. Если же есть кассовый чек, в котором указано «в том числе НДС», то налоговые инспекторы обычно требуют выделить эту сумму расчетным путем. И в расходах ее не учитывать.
Договор хранения
Компания может передать товар на хранение специализированной организации если нет возможности сразу поместить приобретенную продукцию на свой склад. Для этого заключают договор складского хранения (ст. 907 ГК РФ). В подтверждение компания получает складское свидетельство.
Если покупатель по каким-то причинам не забирает приобретенный товар, и он пока хранится на складе поставщика, то налоговики могут заявить, что поставщик оказывает услуги по хранению на безвозмездной основе, и доначислить НДС. Поэтому лучше заключить с контрагентом договор хранения хотя бы с минимальной ценой услуг.
Договор займа
В договоре займа нужно прописывать размер процентов. Если этого условия не будет, инспекторы посчитают, что компания-заемщик получила денежные средства по ставке рефинансирования. Это предусмотрено в статье 809 ГК РФ.
Так что, если компания хочет оформить беспроцентный заем, это должно быть явно указано в договоре. Кстати, доход по налогу на прибыль в данном случае учитывать не нужно. Хотя экономическая выгода у организации, получившей заем без условия об уплате процентов, конечно, возникает. Но порядок ее расчета в главе 25 НК РФ не прописан.
Документы, подтверждающие осмотрительность при выборе контрагента
Чтобы у налоговиков не возникало претензий к расходам и вычетам НДС, желательно иметь в наличии документы, которые обосновывают «должную осмотрительность» при выборе контрагентов.
В число таких документов обычно входят свидетельство о госрегистрации и постановке на учет в инспекции, устав, баланс, можно добавить письмо о подтверждении местонахождения компании, имеющиеся рекламные проспекты по товарам (работам, услугам). А также распечатанную страницу с официального сайта.
Если деятельность партнера лицензируется, нелишним будет получить копию лицензии.
От инспекции можно также попробовать запросить справку, которая подтвердит, что партнер уплачивает налоги.
Регистры бухгалтерского учета
Требования к регистрам бухгалтерского учета стали жестче.
Формы регистров теперь должны утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета должны иметь обязательные реквизиты.
Если регистр создается и хранится в электронной форме, он должен содержать электронную подпись как обязательный реквизит.
Если в соответствии с законодательством РФ изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров включаются в состав документов бухгалтерского учета.
Нормы Закона N 402-ФЗ в отношении регистров бухгалтерского учета характеризуются следующими принципиальными отличиями.
1. Отсутствует положение о том, что в регистрах бухгалтерского учета накапливается информация для отражения в бухгалтерской отчетности.
2. Установлено, что формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (сейчас такое требование содержится в п. 4 ПБУ 1/2008).
Исключением являются организации государственного сектора, для которых формы регистров устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
3. Установлен перечень обязательных реквизитов регистра бухгалтерского учета.
4. Содержание регистров бухгалтерского учета не относится законом к коммерческой тайне. Закон N 402-ФЗ допускает наличие в договоре условия о предоставлении регистра бухгалтерского учета другому лицу.
Кроме того, введены нормы, регламентирующие внесение исправлений в регистры бухгалтерского учета и замену регистров копиями в случае их изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные нормы аналогичны соответствующим нормам в отношении первичных учетных документов.
Бухгалтерская отчетность
Согласно поправкам, которые вступят в силу с 2013 года в статью 23 НК РФ, организации должны будут представлять налоговикам только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Исключение предусмотрено только для тех компаний, которые в силу Закона № 402-ФЗ не обязаны вести бухучет.
Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 13)
Согласно новому закону годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (в новом законе отчет о финансовых результатах) являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения), которые составляются в текстовой или табличной форме (т. е. в виде пояснительной записки). Из перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности исчезли аудиторское заключение и пояснительная записка, что не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Представлять аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы с 1 января 2013 г. не требуется.
По новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
Пока еще бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
По промежуточной отчетности в новом законе даны более четкие определения отчетного периода составления такой отчетности, при этом исключены такие наименования, как «месячная» и «квартальная промежуточная отчетность», так как в действительности вся отчетность составляется нарастающим итогом.
Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который эта отчетность составляется, включительно.
В законе N 402-ФЗ закреплены новые положения об особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и реорганизации юридического лица.
Закон N 402-ФЗ не требует представления отчета о финансовых результатах, в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (включая общественные организации и объединения).
Согласно Закону N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, в том числе его филиалов и представительств, независимо от их места нахождения.
Требование Закона N 402-ФЗ составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в рублях не является новым.
Если до введения в действие Закона N 402-ФЗ бухгалтерскую отчетность должен был подписывать главный бухгалтер, то с 1 января 2013 г. достаточно подписи руководителя экономического субъекта на экземпляре отчетности на бумажном носителе.
Из ч. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ можно также сделать вывод о том, что составление бухгалтерской (финансовой) отчетности только в электронном виде с электронной подписью недопустимо.
Новый Закон "О бухгалтерском учете" не устанавливает требований к содержанию пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчетности, да и сама пояснительная записка в новом законе не поименована в составе форм бухгалтерской отчетности.
В Законе N 402-ФЗ установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на отчетную дату, то есть на последний календарный день отчетного периода, значит, что в составе годовой бухгалтерской отчетности представляется бухгалтерский баланс на 31 декабря отчетного года, а не на 1 января следующего за отчетным года.
Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является
календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год (ч. 3 ст. 13).
Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта
по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено Законом N 402-ФЗ
и (или) федеральными стандартами (ч. 2 ст. 15).
В случае если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной
организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является, если иное не установлено
экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно (ч. 3 ст. 15).
Согласно Закону N 402-ФЗ промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.
Случаи, когда экономические субъекты обязаны составлять промежуточную отчетность, установлены законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ и после 1 января 2013 г. продолжает действовать ПБУ 4/99, п. 48 которого предписывает организациям составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ.
На основании приведенных выше норм организации и после вступления в силу Закона N 402-ФЗ обязаны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года.
Обращаем внимание, что в Закон N 402-ФЗ включены отдельные статьи, посвященные особенностям составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц (см. ст. ст. 16, 17 Закона N 402-ФЗ).
Представление, утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности
Новый Закон "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ устанавливает обязанность экономических субъектов (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ) представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности только одному пользователю - органу государственной статистики.
Однако это не означает, что требование представлять экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности другим пользователям не может содержаться в других законах.
С 1 января 2013 г. организации также обязаны не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет.
Срок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности органу государственной статистики практически не изменился: вместо "в течение 90 дней" в новом Законе указано "не позднее трех месяцев", предельный срок представления годовой отчетности в високосный год теперь составит 91 день.Представление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности Законом N 402-ФЗ не предусмотрено.
Важным новшеством стало отсутствие в новом Законе требования о представлении уже утвержденной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Оно было установлено для организаций (за исключением бюджетных и казенных учреждений) абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ и являлось трудно выполнимым.
Дело в том, что утверждение годовой бухгалтерской отчетности в акционерных обществах (АО) и обществах с ограниченной ответственностью (ООО) относится к компетенции общего собрания акционеров (участников ООО).
В Законе N 402-ФЗ процедуры представления и утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности не увязаны.
По вопросам порядка и случаев утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности Закон N 402-ФЗ отсылает к другим федеральным законам.
В случае обнаружения существенных ошибок в представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее утверждения у организации может возникнуть необходимость замены первоначально представленной отчетности на пересмотренную в соответствии с п. 8 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности".
Порядок и случаи обязательного опубликования бухгалтерской отчетности Закон N 402-ФЗ также не регулирует, отсылая к другим федеральным законам. Он лишь устанавливает, что содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности не может являться коммерческой тайной, а также обязывает публиковать аудиторское заключение одновременно с отчетностью в случае, если публикуемая отчетность подлежит обязательному аудиту. Необходимость последнего требования связана с исключением аудиторского заключения из состава бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Внутренний контроль
Новый закон требует от экономического субъекта организовать и проводить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности.
В организациях, которые подлежат обязательному аудиту, должен быть налажен внутренний контроль ведения и составления бухгалтерского учета (за исключением случаев, когда руководитель сам ведет учет).
Система внутреннего контроля на предприятии прежде всего состоит из:
- среды контроля;
- организации информационных потоков;
- применяемых контрольных процедур;
- идентификации и управления рисками;
- влияния на финансовую отчетность.
Такой контроль может проводить любой квалифицированный внутренний специалист (финансовый контролер), уполномоченный на это приказом (распоряжением) руководителя о создании для этой цели специальной службы.
Новшеством Закона N 402-ФЗ являются включенные в него положения о внутреннем контроле, организуемом экономическими субъектами в обязательном порядке.
Объектом контроля должно быть не только ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и сами факты хозяйственной жизни экономического субъекта.