Дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствам не возникает, даже если проценты по займу начисляются по ставке ниже 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, если заем получен для покупки или строительства жилья.
Освобождение от обложения НДФЛ от экономии на процентах дохода в виде материальной выгоды правомерно только в случае, когда у налогоплательщика есть право на имущественный налоговый вычет, подтвержденный уведомлением, выданным налоговой инспекцией.
Компания-заимодавец может быть работодателем заемщика и по его заявлению предоставляет ему этот вычет. Это возможно только при подтверждении права на вычет налоговой инспекцией.
И если он ранее принес уведомление из ИФНС, подтверждающее его право на имущественный вычет в отношении недвижимости, на покупку которого брался заем, то повторно предоставлять подтверждение права на вычет в отношении экономии на процентах не нужно.
Министерство финансов Российской Федерации
П и с ь м о
21.08.2017
№ 03-04-05/53505
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц дохода, полученного в виде материальной выгоды от экономии на процентах, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
При этом абзацем пятым подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса установлено, что материальная выгода, указанная, в частности, в абзаце третьем указанного подпункта, освобождается от налогообложения при условии наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 220 Кодекса.
В случае, если у организации, выдавшей заем, имеется подтверждение права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета в отношении недвижимого имущества, на приобретение которого предоставлен заем, для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды, возникающей при последующем погашении процентов по указанному займу, представление нового такого подтверждения не требуется.
С учетом изложенного при наличии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет доходы в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц до полного погашения займа.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян