В 2017 году контрольно-кассовую технику обязаны применять на территории РФ все организации и ИП при осуществлении наличных расчетов.
Исключением из правила, в этом случае, являются компании и предприниматели:
на патенте;
на ЕНВД (виды деятельности, предусмотренные п.2 ст. 346.26 НК РФ);
выполняющие работы, оказывающие услуги населению;
торговля с использованием торговых автоматов.
Данные категории обязаны при совершении операции выдавать документ, подтверждающий прием денежных средств.
Льгота действует до 01.07.2018 года, дальше- как все.
Основное правило, которое необходимо выполнить для соблюдения кассовой дисциплины в 2017 году, это обновление старой контрольно-кассовой техники на новое онлайн оборудование, которое позволит ИФНС в режиме рабочего времени наблюдать кассовые операции организации (ИП).
Можно не покупать новую контрольно-кассовую технику, если модернизировать старую, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель.
ККТ зарегистрированное до 01.02.2017 года возможно использовать до 01.07.2017 года.
Кассовая дисциплина в 2017 году считается нарушенной, если:
Превышен лимит остатка кассы, утвержденный распоряжением (приказом) по организации;
Превышен лимит расчетов наличными- 100.000,00 руб. как между юридическими лицами, так и ИП (для физических лиц лимит не установлен);
Несвоевременно и не в полной мере оприходована выручка;
Не выдается кассовый чек или бланк строгой отчетности, в т.ч. в электронном формате (при поступлении запроса от покупателя или при осуществлении расчетов в сети «Интернет»);
Контрольно-кассовая техника не отвечает установленным законом требованиям;
Фактический остаток в кассе разнится с суммой, указанной в документах.
Штрафные санкции в 2017 году
В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ - за совершение кассовых операций без ККТ:
на должностное лицо, штраф от ¼ до ½ от суммы расчета без ККТ (min 10.000 руб.);
на организацию (ИП), штраф от ¾ до 1 суммы расчета без ККТ (min 30.000 руб.).
В соответствии с ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ - за совершение кассовых операций с ККТ не отвечающих требованиям, а также за нарушение сроков и порядка регистрации:
на должностное лицо, предупреждение или штраф от 1.500 до 3.000 руб.;
на организацию (ИП), предупреждение или штраф от 5.000 до 10.000 руб.
В соответствии с ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ - за отсутствие кассового чека или бланка строгой отчетности:
на должностное лицо, предупреждение или штраф 2.000 руб.;
на организацию (ИП), предупреждение или штраф 10.000 руб.
Кассовая дисциплина в 2017 году
При выдаче и возврате займов наличными ККТ не применяется
При выдаче и возврате суммы займа не нужно использовать контрольно-кассовую технику.
ККТ применяется при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Расчеты — это прием или выплата денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ о применении ККТ).
Что касается отношений по договору займа, то они с оказанием услуг не связаны.
Отношения, возникающие между займодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством.
Оно рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом (в данном случае — деньгами).
В связи с этим расчеты по договорам займа не требуют применения контрольно-кассовой техники.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 декабря 2016 г.
N ЕД-4-20/24495
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно- кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, считаем возможным отметить следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" под расчетами понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 10.05.2011 N 03-01-15/3-51 отношения, возникающие между займодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами, в связи с чем расчеты по договорам займа не требуют применения контрольно-кассовой техники.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
ККТ применяется при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Расчеты — это прием или выплата денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ о применении ККТ).
Что касается отношений по договору займа, то они с оказанием услуг не связаны.
Отношения, возникающие между займодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством.
Оно рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом (в данном случае — деньгами).
В связи с этим расчеты по договорам займа не требуют применения контрольно-кассовой техники.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 декабря 2016 г.
N ЕД-4-20/24495
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно- кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, считаем возможным отметить следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" под расчетами понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 10.05.2011 N 03-01-15/3-51 отношения, возникающие между займодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами, в связи с чем расчеты по договорам займа не требуют применения контрольно-кассовой техники.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса