Онлайн кассы в законе
Президент России подписал Федеральный закон от 03.07.2016 №290-ФЗ о переходе на онлайн кассы. Напомним, что закон предусматривает поэтапный переход на электронные кассы, которые будут передавать информацию о расчетах в налоговые инспекции в электронном виде:
• для вновь регистрируемой техники переход предусмотрен с 1 февраля 2017 года;
• для применяемой в настоящее время – с 1 июля 2017 года;
• те, кто сейчас имеет право не применять ККТ (налогоплательщики на патенте, ЕНВД, владельцы торговых автоматов и предприниматели, оказывающие услуги населению), должны зарегистрировать онлайн-кассу к 1 июля 2018 года.
Для работы по новым правилам предпринимателям придется либо модернизировать, либо заменить действующие кассы.
Вся информация будет храниться в «облаке».
Зарегистрировать новую ККТ можно будет на сайте ФНС России, не обращаясь непосредственно в инспекцию.
Кроме того, необходимо заключить договор с оператором фискальных данных.
Информация Федеральной налоговой службы
О ПЕРЕХОДЕ НА ОНЛАЙН КАССЫ
Совет Федерации Российской Федерации одобрил закон о переходе на новую контрольно-кассовую технику (ККТ).
Новый порядок обеспечивает передачу информации в режиме онлайн о каждом расчете на сервер Налоговой службы.
Такая технология позволяет контролировать исчисление и своевременность уплаты налогов и сборов, автоматически выявлять нарушения, что делает незаконные манипуляции с выручкой бессмысленными.
Онлайн кассы станут обязательными уже с 1 февраля 2017 года для некоторых категорий предпринимателей.
Покупать новую кассу необязательно - ряд моделей старых касс можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель.
Зарегистрировать такую кассу можно онлайн без личного визита в налоговые органы.
Использование онлайн касс уже доказало свою эффективность.
Эксперимент по применению новой технологии проходил с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года в четырех регионах РФ: Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Кроме того, аналогичный опыт есть и в других странах.
Применение новой ККТ позволит снизить количество проверок налоговыми органами за счет автоматизированного риск-анализа.
Таким образом, участники рынка, которые платят налоги в полном объеме, окажутся в заведомо выигрышной ситуации - инициатива ФНС России и Минфина России создает предпосылки для создания здоровой конкурентной среды.
Принятые изменения направлены на повышение ответственности предпринимателей рынка товаров и услуг, а также на снижение административной нагрузки и непроизводственных расходов бизнеса.
Подписан закон о переходе на онлайн кассы
Применение ККТ при оказании услуг населению
Применение ККТ при оказании услуг населению
Сейчас компании и ИП, которые оказывают услуги населению, могут вместо кассовых чеков выдавать бланки строгой отчетности (БСО).
Эти бланки либо печатают в типографии, либо формируют при помощи специальных автоматизированных систем.
Такие системы допустимо создавать на базе ККТ, но контрольно-кассовой техникой они не являются.
Так будет продолжаться вплоть до 1 июля 2018 года.
После указанной даты право выдавать БСО при оказании услуг населению сохранится. Но формировать бланки можно будет только одним способом — при помощи устройства под названием «автоматизированная система для бланков строгой отчетности».
Несмотря на схожее название, данное устройство отличается от автоматизированной системы прежнего образца.
Новая автоматизированная система для БСО — это разновидность контрольно-кассовой техники, и к ней предъявляются такие же требования, как к любой другой ККТ.
Сам же бланк строгой отчетности станет, по сути, разновидностью кассового чека.
Есть и еще одно нововведение.
Согласно прежней редакции Закона о применении ККТ, бланки строгой отчетности разрешалось выдавать только при оказании услуг.
Новая редакция Закона о применении ККТ позволяет использовать БСО и в случае выполнения работ.
Это правило действует с момента вступления в силу комментируемого закона, то есть с 15 июля 2016 года.
Сейчас компании и ИП, которые оказывают услуги населению, могут вместо кассовых чеков выдавать бланки строгой отчетности (БСО).
Эти бланки либо печатают в типографии, либо формируют при помощи специальных автоматизированных систем.
Такие системы допустимо создавать на базе ККТ, но контрольно-кассовой техникой они не являются.
Так будет продолжаться вплоть до 1 июля 2018 года.
После указанной даты право выдавать БСО при оказании услуг населению сохранится. Но формировать бланки можно будет только одним способом — при помощи устройства под названием «автоматизированная система для бланков строгой отчетности».
Несмотря на схожее название, данное устройство отличается от автоматизированной системы прежнего образца.
Новая автоматизированная система для БСО — это разновидность контрольно-кассовой техники, и к ней предъявляются такие же требования, как к любой другой ККТ.
Сам же бланк строгой отчетности станет, по сути, разновидностью кассового чека.
Есть и еще одно нововведение.
Согласно прежней редакции Закона о применении ККТ, бланки строгой отчетности разрешалось выдавать только при оказании услуг.
Новая редакция Закона о применении ККТ позволяет использовать БСО и в случае выполнения работ.
Это правило действует с момента вступления в силу комментируемого закона, то есть с 15 июля 2016 года.
Применение ККТ при интернет-торговле
Применение ККТ при интернет-торговле
В последнее время все большую популярность приобретает такой способ продажи, при котором клиент рассчитывается за товар или услугу непосредственно на сайте поставщика.
Специфика подобных взаиморасчетов в том, что деньги списываются с карты покупателя без какого-либо участия продавца.
До сих пор не было полной ясности о том, нужно ли при интернет-торговле использовать контрольно-кассовую технику.
В ранее действовавшей редакции Закона о применении ККТ об этом ничего не говорилось. Чиновники ФНС России считали, что такая обязанность существует (письмо от 31.12.13 № ЕД-4-2/23721).
В новой редакции Закона появилось понятие «расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»».
Под ними подразумеваются расчеты, исключающие возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом.
При таких расчетах применяются подключенные к интернету устройства, дающие возможность дистанционного взаимодействия покупателя с продавцом.
Законодатели четко обозначили, что ККТ нужно применять не только при наличных расчетах, но и при расчетах посредством электронных средств платежа.
В этом случае можно приобрести специальную кассу, предназначенную только для интернет-расчетов.
Такой кассовый аппарат, в отличие от обычного, не снабжен принтером для печати чеков.
Исключение сделано для ситуаций, когда интернет-расчеты происходят между двумя компаниями, двумя предпринимателями, либо между компанией и ИП.
В этих случаях использовать контрольно-кассовую технику для интернет-торговли не надо.
В последнее время все большую популярность приобретает такой способ продажи, при котором клиент рассчитывается за товар или услугу непосредственно на сайте поставщика.
Специфика подобных взаиморасчетов в том, что деньги списываются с карты покупателя без какого-либо участия продавца.
До сих пор не было полной ясности о том, нужно ли при интернет-торговле использовать контрольно-кассовую технику.
В ранее действовавшей редакции Закона о применении ККТ об этом ничего не говорилось. Чиновники ФНС России считали, что такая обязанность существует (письмо от 31.12.13 № ЕД-4-2/23721).
В новой редакции Закона появилось понятие «расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»».
Под ними подразумеваются расчеты, исключающие возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом.
При таких расчетах применяются подключенные к интернету устройства, дающие возможность дистанционного взаимодействия покупателя с продавцом.
Законодатели четко обозначили, что ККТ нужно применять не только при наличных расчетах, но и при расчетах посредством электронных средств платежа.
В этом случае можно приобрести специальную кассу, предназначенную только для интернет-расчетов.
Такой кассовый аппарат, в отличие от обычного, не снабжен принтером для печати чеков.
Исключение сделано для ситуаций, когда интернет-расчеты происходят между двумя компаниями, двумя предпринимателями, либо между компанией и ИП.
В этих случаях использовать контрольно-кассовую технику для интернет-торговли не надо.
Умные кассы отменят документацию первичного учета
Минфин России разрешил торгующим организациям и индивидуальным предпринимателям, которые применяют кассовую технику нового поколения, отказаться от некоторых форм первичной документации по учету торговых операций.
Перечень документов, которые можно больше не использовать, чиновники привели в письме.
Минфин России письмом от 16 сентября 2016 г. № 03-01-15/54413
"О применении постановления Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132"
ответил на обращение Федеральной налоговой службы России о применении форм документов первичного учета кассовых операций в торговле, в случае перехода организации или ИП на новые кассовые аппараты, передающие информацию в режиме онлайн.
Чиновники считают, что в этой ситуации бумажные формы учета кассовых операций налогоплательщику не нужны.
Формы первичной учетной документации по учету торговых операций, применяемые для кассового учета, были утверждены еще постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Они используются налогоплательщиками до сих пор и в их число входят такие учетные документы, как: Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4),
Справка-отчет кассира-операциониста (форма КМ-6).
Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККМ (форма КМ-1).
Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма КМ-2).
Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма КМ-3).
Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации (форма КМ-7), другие учетные формы.
Если торгующая организация начала использовать в работе кассовую технику нового образца, которая будет онлайн-режиме передавать сведения о выручке через оператора фискальных данных непосредственно в ФНС России, она может больше не вести вышеперечисленные документы.
В Минфине считают, что в этом больше нет необходимости, поскольку все данные не только сохраняются в памяти ККТ, но и могут быть в любой момент распечатаны.
Кроме того, чиновники разъяснили, что постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ.
Поэтому, этот документ сам по себе не устанавливает никаких требований, не регулирует порядок применения ККТ и не подлежит обязательному применению.
Исходя из этих разъяснений, приведенные в постановлении учетные формы могут не использовать и все прочие торговые точки, еще не оснащенные "умными кассами".
Минфин России также напомнил, что окончательный переход на кассовую технику нового поколения должен быть осуществлен до 1 февраля 2017 года.
С этой даты ФНС перестанет регистрировать новые и перерегистрировать старые ККТ, которые не обеспечивают передачу электронной информации оператору фискальных данных по каждому кассовому чеку или бланку строгой отчетности, содержащим фискальные признаки.
С 1 июля 2018 года обязанность применять кассовую технику нового поколения возникнет даже у тех индивидуальных предпринимателей, которые сейчас освобождены от обязанности иметь кассовый аппарат в связи с применением льготных режимов налогообложения.
Такая обязанность определена статьей 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ.
На приобретение кассовых аппаратов и необходимого программного обеспечения к ним чиновники обещали предпринимателям налоговый вычет в сумме до 18 тысяч рублей.
Перечень документов, которые можно больше не использовать, чиновники привели в письме.
Минфин России письмом от 16 сентября 2016 г. № 03-01-15/54413
"О применении постановления Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132"
ответил на обращение Федеральной налоговой службы России о применении форм документов первичного учета кассовых операций в торговле, в случае перехода организации или ИП на новые кассовые аппараты, передающие информацию в режиме онлайн.
Чиновники считают, что в этой ситуации бумажные формы учета кассовых операций налогоплательщику не нужны.
Формы первичной учетной документации по учету торговых операций, применяемые для кассового учета, были утверждены еще постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Они используются налогоплательщиками до сих пор и в их число входят такие учетные документы, как: Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4),
Справка-отчет кассира-операциониста (форма КМ-6).
Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККМ (форма КМ-1).
Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма КМ-2).
Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма КМ-3).
Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации (форма КМ-7), другие учетные формы.
Если торгующая организация начала использовать в работе кассовую технику нового образца, которая будет онлайн-режиме передавать сведения о выручке через оператора фискальных данных непосредственно в ФНС России, она может больше не вести вышеперечисленные документы.
В Минфине считают, что в этом больше нет необходимости, поскольку все данные не только сохраняются в памяти ККТ, но и могут быть в любой момент распечатаны.
Кроме того, чиновники разъяснили, что постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ.
Поэтому, этот документ сам по себе не устанавливает никаких требований, не регулирует порядок применения ККТ и не подлежит обязательному применению.
Исходя из этих разъяснений, приведенные в постановлении учетные формы могут не использовать и все прочие торговые точки, еще не оснащенные "умными кассами".
Минфин России также напомнил, что окончательный переход на кассовую технику нового поколения должен быть осуществлен до 1 февраля 2017 года.
С этой даты ФНС перестанет регистрировать новые и перерегистрировать старые ККТ, которые не обеспечивают передачу электронной информации оператору фискальных данных по каждому кассовому чеку или бланку строгой отчетности, содержащим фискальные признаки.
С 1 июля 2018 года обязанность применять кассовую технику нового поколения возникнет даже у тех индивидуальных предпринимателей, которые сейчас освобождены от обязанности иметь кассовый аппарат в связи с применением льготных режимов налогообложения.
Такая обязанность определена статьей 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ.
На приобретение кассовых аппаратов и необходимого программного обеспечения к ним чиновники обещали предпринимателям налоговый вычет в сумме до 18 тысяч рублей.