Рекомендации Минфина РФ о списании затрат

Все новости бухгалтерского учета и отчетности
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Рекомендации Минфина РФ о списании затрат

Сообщение Irina »

Рекомендации Минфина РФ о списании затрат
1. Матпомощь к отпуску можно учесть в расходах, если данная выплата предусмотрена в трудовом договоре, а ее размер установлен Положением об оплате труда (Письмо Минфина России от 11.04.2012г. №03-03-06/1/192.
2. Расходы, осуществленные за счет денег единственного учредителя. Если доля учредителя превышает 50 процентов в уставном капитале компании, а затраты, соответствуют критериям, установленным статьей 252 Налогового кодекса РФ, проблем не будет. (Письмо от 20.03.2012г. № 03-03-06/1/142)
3. Расходы на командировки, подтвержденные документами на иностранном языке. Такие затраты можно списать, если есть перевод бумаг. Причем такой перевод может быть сделан, как профессиональным переводчиком, так и сотрудником самой компании, который владеет иностранным языком. (Письмо Минфина России от 24.04.2012г. №03-03-06/1/202).
4. Плата за обновление и модификацию компьютерных программ, на которые у вашей компании нет исключительных прав. Расходы на сам неисключительный софт закон требует учитывать равномерно в течение срока действия лицензионного договора. Но даже если срок не прописан, затраты, по мнению чиновников, все равно нужно списывать равномерно. Просто период для этого компания устанавливает самостоятельно. Так вот, аналогичный подход чиновники рекомендуют применять и к расходам на обновление программы (Письмо от 13 февраля 2012г. № 03-03-06/2/19).
5. Расходы на оплату жилья для работников. Чтобы списать эти затраты, надо соблюсти три условия. Во-первых, условие об оплате жилья должно быть в трудовом договоре. Во-вторых, компенсацию за жилье можно включить в затраты при расчете налога на прибыль в сумме не больше 20 процентов от зарплаты, начисленной работнику за месяц. В-третьих, расходы, само собой, должны быть обоснованы и подтверждены документами ( письмо Минфина России от 02 мая 2012г. №03-03-06/1/216)
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Как учесть расходы на продвижение сайтов

Сообщение Irina »

Организации заключают договора на оказание услуг по продвижению сайтов в сети Интернет. Это необходимо для привлечения клиентов, следовательно, все расходы организации по таким действиям относятся к рекламным.
В письме Минфина об учете таких расходов № 03-03-06/1/390 от 8 августа 2012 года говорится о том, что любые затраченные фирмой средства, направленные на получение дохода, признаются расходами, а вот их обоснованность расценивается с учетом обстоятельств деятельности. Так, согласно пункту 4 статьи 264 Кодекса, установлено: расходы на рекламу следует учитывать в составе прочих расходов как рекламные мероприятия через средства массовой информации. Применяются такие затраты при налогообложении прибыли компании.

Вопрос: Со сторонними организациями и физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, организация заключает договоры на оказание услуг по продвижению сайтов в сети Интернет, оптимизации сайтов для поисковых систем, выведению сайтов на высокие позиции в поисковых системах (топ-10), правильному оформлению и настройке сайтов для верной индексации поисковыми системами. Это необходимо для привлечения новых клиентов, увеличения числа продаж и развития бизнеса. Относятся ли данные расходы к расходам на рекламные мероприятия через информационно-телекоммуникационные системы на основании п. 4 ст. 264 НК РФ? Если нет, то на основании какой нормы НК РФ учитываются данные расходы?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 августа 2012 года № 03-03-06/1/390
Об учете расходов на рекламу

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 Кодекса установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети.
Заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
С.В. Разгулин
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Расходы стоимости кулеров, кондиционеров, обогревателей, апт

Сообщение Irina »

Организация может смело учитывать в расходах покупку кондиционеров, обогревателей и кулеров для питьевой воды.
Ведь все они служат для того, чтобы обеспечить нормальные условия труда для работников.
И если эти приборы признаются амортизируемым имуществом, то списывать их в расходы нужно через амортизацию (ст. 256 и 257 НК РФ).
Кроме того, обосновано уменьшат налог на прибыль затраты на аптечки для оказания первой помощи.
Так, ст. 223 ТК РФ обязывает работодателя обеспечить сотрудников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. В частности, сюда относится создание санитарных постов с аптечками.
Их стоимость можно списать в прочие расходы на основании п.п. 7 п. 1 ст. 264 НК. Как затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности.).
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 октября 2012 года № 03-03-06/2/112

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета затрат на обеспечение нормальных условий труда сообщает следующее.
Согласно статье 163 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Понятие условий труда установлено положениями статьи 209 ТК РФ. Так, под условиями труда следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
На основании статьи 22 ТК РФ в состав обязанностей работодателя, в частности, входит:
– обеспечивать безопасность и условия груда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
– обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
При этом пунктом 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н (далее – Приказ № 181н) установлено, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков являются приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
Также, на основании пункта 15 Приказа № 181н к мероприятиям по улучшению условий и охраны труда отнесено, в том числе, устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.
Статьей 223 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. В частности, создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
С 1 января 2012 г. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 №169н введены Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам.
Изделия медицинского назначения, входящие в состав аптечки, не подлежат замене. Комплектация аптечек производится в соответствии с Приложением к Приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 №169н.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, затраты организации по комплектации аптечек для оказания первой помощи, расходы на приобретение чистой питьевой воды, установку кулеров, могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 Кодекса при условии их соответствия критериям статьи 252 Кодекса.
Расходы на приобретение кондиционеров и обогревателей также могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в случае, если указанные предметы служат для обеспечения нормальных условий труда, предусмотренных законодательством и специальными отраслевыми требованиями по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности. При этом, если приобретенные кондиционеры и обогреватели признаются амортизируемым имуществом в соответствии со статьями 256-257 Кодекса, их стоимость включается в налоговую базу по налогу на прибыль через механизм амортизации.
За ответом на остальные вопросы, изложенные в письме, рекомендуем обращаться в Минздравсоцразвития России.
Заместитель директора
департамента
Р.А. Саакян
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Расходы на ГСМ письмо Минфина от 30.01.13

Сообщение Irina »

Минфин не настаивает на нормировании затрат, связанных с приобретением топлива для служебного автомобиля

В финансовом ведомстве полагают, что использование утвержденных норм расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ) на автомобильном транспорте является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Расходы на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
НК РФ не предусматривает нормирования данных затрат.
Ранее Минфин фактически обязывал налогоплательщиков пользоваться нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, которые утверждены распоряжением Минтранса России от 14.03.08 №АМ-23-р.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 января 2013 г. N 03-03-06/2/12


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на приобретение топлива для служебного автомобиля и сообщает следующее.
В соответствии с п.1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании п.п.11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Кодексом не предусмотрено нормирование указанных расходов.
Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Расходы не подтвердить без транспортной накладной

Сообщение Irina »

Расходы по договору перевозки не подтвердить без транспортной накладной
Чиновники из Минфина настаивают, что прежде чем списать расходы, придется подтвердить заключение договора перевозки.

А для этого понадобится транспортная накладная по форме, утвержденной Правилами перевозок грузов (постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Письмо Минфина от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014

Вопрос:
В соответствии с разъяснениями ФНС России, изложенными в письме от 21.03.2012 г. N ЕД-4-3/4681@ "По вопросу документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом", в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно наличие надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной (Приложение N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом) либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.
Аналогичная позиция была изложена в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.12.2011 г. N 03-03-10/123.
С 01.01.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласно Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 01.01.2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем, обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
В соответствии с указанными разъяснениями с 01.01.2013 г. товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. N 78, не является первичным учетным документом, обязательным к применению в целях учета расходов по налогу на прибыль.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ, первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:
• наименование документа;
• дата составления документа;
• наименование экономического субъекта, составившего документ;
• содержание факта хозяйственной жизни;
• величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
• наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
• подписи указанных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Таким образом, согласно положениям ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ с 01.01.2013 г. формы и состав первичных учетных документов, в том числе подтверждающих транспортные расходы организации, определяются непосредственно руководителем хозяйствующего субъекта (организации).
До настоящего времени какие-либо иные разъяснения о формах и содержании указанных первичных учетных документов налоговыми органами не приведены.
На основании изложенного, просим дать письменные разъяснения по следующему вопросу:
Будет ли являться достаточным (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ) для подтверждения организацией затрат (расходов) по перевозке груза автомобильным транспортом в целях исчисления налога на прибыль оформление организацией только товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. N 78, без оформления товарной накладной по форме ТОРГ-12 и транспортной накладной (Приложение N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о подтверждении расходов на перевозку грузов автомобильным транспортом и сообщает следующее.
На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Однако следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ).
На основании пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", оформление транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению N 4, необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза.
Заместитель директора
Департамента
С.В. Разгулин
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Когда ориентироваться на истекший срок исковой давности нель

Сообщение Irina »

Суд принял решение взыскать долг с должника компании три года назад.
Однако деньги так и не пришли.
Можно списать этот долг как безнадежный?
Нет, нельзя, считают в Минфине России (письмо от 29.05 2013 № 03-03-06/1/19566).
Дело в том, что в данной ситуации ориентироваться на срок исковой давности неправильно.
Чтобы списать такой долг, потребуется постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.
Либо документ, подтверждающий ликвидацию должника в установленном порядке.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2013 года № 03-03-06/1/19566

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания задолженности безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Учитывая, что задолженность, в отношении которой вступило в силу решение суда, подлежит взысканию в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", срок взыскания указанной задолженности в рамках гражданского законодательства не может рассматриваться в режиме истечения срока исковой давности.
Таким образом, задолженность, подлежащая взысканию в порядке исполнительного производства, может быть признана безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций в случае, если невозможность ее взыскания подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по указанным в абз. 2 п. 2 ст. 266 НК РФ основаниям, либо в случае ликвидации организации в установленном порядке.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. Разгулин
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Минфин больше не требует нормировать расходы на ГСМ

Сообщение Irina »

Минфин больше не требует нормировать расходы на ГСМ
При списании горюче-смазочных материалов (ГСМ) в расходы организации не обязаны придерживаться лимитов, установленных распоряжением Минтранса.
Налогооблагаемая база по налогу на прибыль может быть уменьшена на полную стоимость израсходованного бензина.
Такой вывод следует из письма Минфина России от 03.06.13 № 03-03-06/1/20097.
Расходы на приобретение горюче-смазочных материалов учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
При этом Налоговый кодекс не предусматривает ограничений по учету расходов на ГСМ. Тем не менее, долгое время специалисты Минфина настаивали: при списании ГСМ в расходы организации должны придерживаться лимитов, утвержденных Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р.
В письме предлагается использовать рекомендуемые нормы, но чиновники дали понять, что это право, а не обязанность компании.

Вопрос:
ООО предоставляет своим работникам легковые автомобили для выполнения должностных обязанностей и оплачивает стоимость топлива по безналичному расчету. Работники подтверждают расходы на приобретение топлива для служебного автомобиля путевыми листами и чеками, в которых отражается количество приобретаемого топлива. Таким образом, данные расходы являются экономически обоснованными для целей исчисления налога на прибыль.
Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта. НК РФ не предусмотрено нормирование данных расходов.
Вправе ли ООО при исчислении налога на прибыль учитывать стоимость топлива в случае превышения норм расхода топлив на автомобильном транспорте, установленных Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/1/20097

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на приобретение топлива для служебного автомобиля и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).
Кодексом не предусмотрено нормирование указанных расходов.
Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.06.2013
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Расходы на ГСМ без сведений о маршруте автомобиля

Сообщение Irina »

Нельзя списать расходы на ГСМ, если в путевых листах отсутствуют точные сведения о маршруте автомобиля

Если в путевых листах нет точных адресов, то проверяющие из ИФНС снимут расходы на покупку бензина.
С этим соглашаются судьи ВАС.
По их мнению, без точных сведений о маршруте нельзя доказать, что сотрудники компании использовали автомобили в служебных целях (определение от 30.08.2013 г. № ВАС-11880/13).
Поэтому проверяющие правомерно засомневались в экономической обоснованности затрат.
Важно, что ВАС отказал компании в передаче дела в Президиум.
То есть решение судей является окончательным.
Даже если организация не является автотранспортным предприятием, она обязана в своих путевых листах указывать информацию о конкретном месте следования автомобиля. Если таких данных нет или содержится общая формулировка «по городу», инспекторы могут отказать компании в признании затрат на ГСМ. Правомерность такого подхода подтвердил Высший арбитражный суд в определении от 30.08.13 № ВАС-11880/13 об отказе в передаче дела в Президиум этого суда.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Оплата жилья работнику в размере до 20% от зарплаты

Сообщение Irina »

В письме от 30 сентября 2013 г. N 03-03-06/1/40369 Минфин сообщил, что до 20% месячной оплаты труда допускается производить в натуральной форме.
Если работодатель оплачивает наем жилья для работника, то стоимость аренды включается в сумму оплаты труда.

При этом НК предусмотрено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются, в частности, расходы организации на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.
С учетом возможности рассматривать такие расходы как часть оплаты труда, их можно списать в расходы, при этом относимая на расходы сумма не должна превышать 20% суммы оплаты труда каждого работника за месяц.
Это действует при условии заключения трудового договора.
Соответственно, в период, когда договор не заключен и работник не состоит в штате организации, расходы на оплату его жилья не могут уменьшать базу по налогу на прибыль.

Вопрос:
О применении налога на прибыль и НДФЛ при оплате аренды жилья организацией за работников.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 сентября 2013 г. N 03-03-06/1/40369


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на аренду жилья для сотрудников организации, а также о налогообложении налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации в виде оплаты за них организацией стоимости аренды жилья и сообщает следующее.

В соответствии с п. 29 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли не учитываются, в частности, расходы организации на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

В соответствии со ст. 255 Кодекса в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Вместе с тем в соответствии со ст. 131 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с коллективным договором и (или) трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда помимо денежной формы может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. При этом доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы.

Таким образом, расходы на оплату жилья работникам организации могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций в размере, не превышающем 20% от начисленной месячной заработной платы, при условии заключения трудового договора. Соответственно, в период, когда договор не заключен и работник не состоит в штате организации, расходы на оплату его жилья не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Что касается возможности применения пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса (о других расходах, связанных с производством и реализацией) в целях признания вышеуказанных затрат организации в составе расходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, то следует иметь в виду, что порядок учета данных затрат урегулирован ст. ст. 255 и 270 Кодекса.

По вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации в виде оплаты за них организацией стоимости аренды жилья следует отметить, что согласно ст. 41 Кодекса доход определяется как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, оплата организацией за своих сотрудников стоимости проживания на территории Российской Федерации признается их доходом, полученным в натуральной форме. С учетом п. 1 ст. 211 Кодекса суммы данной оплаты включаются в налоговую базу указанных лиц. При этом порядок оплаты организацией за физических лиц стоимости их проживания значения не имеет.

Учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса), при оплате организацией за своих сотрудников стоимости проживания данная организация признается налоговым агентом и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. ст. 226 и 230 Кодекса, в том числе по исчислению, удержанию и уплате налога.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Расходы которые опасно списывать в налоговом учете

Сообщение Irina »

Расходы которые опасно списывать в налоговом учете

- Доплата по больничному листу до фактического заработка
Если величина пособия, полагающаяся по закону, оказывается ниже, чем сумма фактического заработка работодатели по собственной инициативе компенсируют сотруднику денежные потери, то есть делают доплаты до фактического заработка.
Минфин России высказал мнение, что подобные доплаты уменьшают налоговую базу по прибыли только в одном случае — когда они предусмотрены трудовым или коллективным договором.
Тогда компания вправе списать доплату на основании п.п. 25 статьи 255 НК РФ.
Согласно этой норме к расходам на оплату труда относятся любые виды выплат, закрепленные в трудовом или коллективном договоре.
Если ни в одном из этих документов доплата не оговорена, учесть ее при налогообложении прибыли нельзя.
В определении ВАС РФ от 05.08.11 № ВАС-7436/11 сделан четкий вывод: доплата до фактического заработка не отражается в налоговом учете даже в том случае, если она предусмотрена коллективным договором.
Похожее решение принял ФАС Московского округа (постановление от 21.08.13 № А40-135051/12-140-952).
Поэтому бухгалтерам лучше заранее предотвратить конфликт и исключить доплату из «налоговых» затрат.

- Стоимость развлекательной программы для участников бизнес-семинара
Особое внимание инспекторы уделяют затратам, понесенным в связи с проведением конференции, семинара или деловой встречи.
Как правило, по окончании «рабочей» части мероприятия участников ждет развлекательная программа — фуршет, выступление артистов и т д.
Налоговики строго следят за тем, чтобы стоимость такой программы не попала в расходы при налогообложении прибыли.
При этом проверяющие руководствуются разъяснениями Минфина — в частности, письмом от 01.12.11 № 03-03-06/1/796, в котором ссылка на п. 2 статьи 264 НК РФ, согласно которому издержки на развлечения и отдых к представительским расходам не относятся.

- Стоимость выкупленного товара с истекшим сроком годности
Производители вынуждены выкупать у оптовых клиентов свою же продукцию, которая оказалась нереализованной и срок годности которой истек.
Чиновники разрешают включить стоимость выкупленных товаров в расходы, только если обязанность по выкупу возложена на производителя по закону.
Если же выкуп произведен на добровольных началах, или по договоренности с контрагентом, то затраты у производителя не учитываются.
- Стоимость ликвидированного объекта незавершенного строительства
Остается открытым вопрос, можно ли учесть при налогообложении прибыли расходы в виде стоимости ликвидированного объекта «незавершенки».
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ ко внереализационным расходам относятся затраты на ликвидацию объектов незавершенного строительства.
Специалисты финансового ведомства убеждены, что «расходы на ликвидацию» не включают в себя стоимость ликвидированного объекта.
Поэтому стоимость, в отличие от других расходов, на затраты не списывается.

- Премии к юбилейным датам
Налоговики полагают, что даже если премия предусмотрена локальным нормативным актом (например, положением о премировании), отразить ее в налоговом учете нельзя.
По мнению проверяющих, денежное поощрение, приуроченное к празднику, экономически не обосновано, так как не связано с режимом труда и производственными результатами. Следовательно, расходы в виде премии не отвечают требованиям статьи 252 НК РФ, и налоговую базу по прибыли не уменьшают.
Аналогичным образом обстоит дело и с выплатами, связанными с присвоением почетных званий и награждением грамотой.

- Благоустройство и озеленение территории
Специалисты Минфина против того, чтобы компании отражали в налоговом учете суммы, потраченные на посадки, газоны, скамейки, дорожки и проч.
При этом не имеет значения, являются затраты текущими или капитальными — в любом случае списывать их нельзя.
В отношении капитальных затрат главным доводом чиновников является подпункт 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ. В нем сказано, что объекты внешнего благоустройства амортизации не подлежат. А раз так, то вложения в такие объекты при налогообложении прибыли не учитываются.
Текущие затраты, с точки зрения чиновников, не соответствуют критерию экономической обоснованности. Как следствие, из расходов их нужно исключить.

- Переплата по налогам с истекшим сроком давности
К спорным видам затрат относится и дебиторская задолженность перед бюджетом, срок исковой давности по которой истек.
Такие суммы образуются, если компания не воспользовалась своим правом на зачет или возврат излишне уплаченного налога, и не подала соответствующее заявление в течение трех лет после перевода денег в казну.
В Минфине убеждены: раз невостребованная переплата по налогам возникла по вине самой организации, то списать ее в расходы невозможно.
А для излишне уплаченного налога на прибыль есть еще и дополнительный довод — пункт 4 статьи 270 НК РФ. В нем сказано, что переплаченный налог на прибыль облагаемую базу не уменьшает.

- Суммы, направленные на погашение потребительского кредита работника (письмо Минфина России от 11.01.13 № 03-03-07/1)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 января 2013 г. N 03-03-07/1

Вопрос: Физлицо получило потребительский кредит. Оно является учредителем (50%), генеральным директором и главным бухгалтером организации. Можно ли оплачивать потребительский кредит через расчетный счет организации и учитывать суммы оплаты в расходах по налогу на прибыль?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета кредита для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 12 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований.
Кроме того, п. 16 ст. 270 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН


- Премии по итогам конкурса среди работников (письмо Минфина России от 12.12.12 № 03-03-06/4/114)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 12 декабря 2012 г. N 03-03-06/4/114

Вопрос: ФГУП на основании положений внутренних стандартов, а также Положения о конкурсах профессионального мастерства проводит конкурсы профессионального мастерства, организуемые среди работников филиалов ФГУП.
До начала проведения таких конкурсов подготавливаются смета расходов на проведение конкурсных мероприятий и призовой фонд, которые учитываются при формировании фонда оплаты труда в планах по труду на соответствующий календарный год.
По итогам конкурсов приказом ФГУП победителям и призерам присуждаются премии.
Награждение победителей и призеров осуществляется из сметы расходов на проведение конкурсных мероприятий.
Коллективным договором ФГУП выплаты работникам, победившим в конкурсах профессионального мастерства, не предусмотрены.
В трудовых договорах работников предусмотрен пункт, содержащий следующую формулировку: "В соответствии с локальными нормативными актами, действующими у Работодателя, Работнику могут производиться иные выплаты сверх установленного должностного оклада и поощрительных выплат".
Вправе ли ФГУП учесть такие выплаты работникам, победившим в конкурсах профессионального мастерства, при исчислении налога на прибыль?

Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Вместе с тем п. 21 ст. 270 НК РФ определено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). При этом указанные положения необходимо рассматривать в системной связи с нормами ст. 252 НК РФ, согласно которой расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По мнению Департамента, расходы на проведение конкурсов профессионального мастерства, в том числе выплаты работникам, победившим в этих конкурсах, не связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых функций и не могут быть отнесены к расходам, учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, а имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
12.12.2012


- Таможенные пошлины, предусмотренные законодательством иностранных государств (письмо Минфина России от 19.11.12 № 03-03-06/1/593)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО


от 19 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/593

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.

Из приведенной нормы Кодекса следует, что расходы по уплате налогов, пошлин и прочих сборов включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, если они соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

- Проживание и деловые ужины бизнес-тренера (письмо Минфина России от 17.09.12 № 03-03-06/2/107)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 сентября 2012 г. N 03-03-06/2/107

Вопрос: ...В банке внедрена система совершенствования бизнес-процессов. Для обучения работников принципам системы в банке периодически проводятся тренинги. Для проведения тренингов приглашаются региональные координаторы, которые отвечают за развитие и внедрение корпоративной культуры, направленной на совершенствование процессов внутри банка. В рамках проведения тренингов банк несет расходы по оплате проживания приглашенных бизнес-тренеров, а также расходы на официальные приемы и обслуживание приглашенных лиц в форме деловых ужинов, обедов. Может ли банк отнести расходы на проживание и деловые ужины бизнес-тренеров на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
Из письма следует, что обучение сотрудников корпоративной культуре в организации производится бизнес-тренером. Никаких договоров с ним организация не заключает. При этом осуществляет расходы на проживание и деловые ужины таких тренеров.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Положениями гл. 25 НК РФ предусмотрен учет расходов на предоставление бесплатного жилья только для работников организации (п. 4 ст. 255 НК РФ). Кроме того, предусмотрен учет расходов на проведение завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия только в случае проведения официального приема с представителями других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Учитывая вышеизложенное, а также то, что организация и бизнес-тренер не связаны договорными отношениями, расходы на проживание и деловые ужины бизнес-тренера не учитываются в расходах для целей налогообложения.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН


- Материальная помощь сотрудникам, пострадавшим при стихийном бедствии (письмо Минфина от 24.08.12 № 03-03-06/4/87)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 августа 2012 г. N 03-03-06/4/87

Вопрос: В результате стихийного бедствия погибло и пострадало большое количество людей, в том числе и работники ФГУП.
ФГУП оказало работникам помощь, передав предметы первой необходимости: подушки, одеяла, постельное белье, носки, детские вещи, сапоги резиновые, питьевую воду, крупы, макаронные изделия, мыло, порошок для стирки и др. Указанные расходы подтверждаются письменным заключением соответствующих уполномоченных органов о факте возникновения стихийного бедствия, распоряжением об оказании помощи работникам, а также документом, подтверждающим фактическое получение передаваемого имущества.
ФГУП как работодатель заинтересовано в нормальном физическом и моральном состоянии своих работников в целях надлежащего исполнения ими своих трудовых функций.
Каков порядок учета расходов, связанных с передачей работникам и иным лицам имущества в качестве оказания помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях, для целей налога на прибыль?

Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов, связанных с передачей сотрудникам и иным лицам имущества в качестве оказания помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях, и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Статьей 255 Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Следовательно, в целях гл. 25 Кодекса к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, соответствующие требованиям ст. 252 Кодекса, произведенные в пользу работника, в случае если они предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса.
Пунктом 23 ст. 270 Кодекса определено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.
В соответствии с позицией, содержащейся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N 4350/10, к материальной помощи, не учитываемой согласно п. 23 ст. 270 Кодекса в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, относятся выплаты, которые не связаны с выполнением получателем трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события. К таким событиям, в частности, могут быть отнесены причинение вреда в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, смерть члена семьи, рождение или усыновление ребенка, тяжелое заболевание и т.п.
Согласно п. 16 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса.
Таким образом, расходы организации, связанные с передачей имущества в качестве оказания помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях как сотрудникам, так и лицам, не являющимся сотрудниками, не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

- Отпускные, начисленные по инициативе работодателя за дополнительный отпуск, который предоставлен согласно ст. 128 ТК РФ (письмо Минфина России от 10.01.12 № 03-03-06/1/1)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 января 2012 года № 03-03-06/1/1
Вопрос: ООО просит дать разъяснения по следующему вопросу.
В соответствии со статьей 128 Трудового кодекса РФ «по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем».
Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения зарплаты, в том числе в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников».
Внутренними нормативными документами банка предусмотрена оплата указанных дополнительных дней отпуска.
Имеет ли право банк в случае предоставления сотрудникам дополнительных оплачиваемых отпусков в соответствии со статьей 128 Трудового кодекса РФ учесть расходы на их оплату в составе расходов по налогу на прибыль согласно статье 255 Налогового кодекса РФ?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам о порядке учета расходов на оплату отпусков сотрудников без сохранения заработной платы в целях налогообложения и сообщает следующее.
Согласно положениям статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В частности, на основании пункта 7 статьи 255 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда учитываются в том числе расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 24 статьи 270 НК РФ к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, относятся расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.
Статья 128 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусматривает, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
Учитывая изложенное, в случае предоставления сотрудникам дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, в соответствии с положениями статьи 128 ТК РФ, расходы на их оплату не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании пункта 24 статьи 270 НК РФ.
Заместитель директора департамента
С.В. Разгулин

- Взносы во внебюджетные фонды иностранных государств (письмо Минфина России от 03.11.11 № 03-03-06/1/715)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/715

Вопрос: ООО создало представительство на территории иностранного государства - Украины. Представительство не является самостоятельным юридическим лицом, не занимается хозяйственной деятельностью, осуществляет только представительские функции, собственного баланса не имеет, финансируется за счет средств, поступающих от головной организации.
Представительство заключает трудовые договоры на территории Украины с гражданами данного государства, уплачивает с сумм начисленной работникам представительства оплаты труда взносы во внебюджетные фонды Украины в соответствии с национальным законодательством. Указанные платежи во внебюджетные фонды являются обязательными для представительства, экономически обоснованными, документально подтвержденными, т.е. соответствующими для их признания в качестве расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Указанные расходы также не поименованы в ст. 270 НК РФ.
В соответствии со ст. 311 НК РФ расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке и размерах, установленных гл. 25 НК РФ.
Может ли ООО, руководствуясь положениями ст. ст. 252, 255, 311 НК РФ, учесть расходы представительства в виде обязательных платежей во внебюджетные фонды Украины при найме иностранных граждан на работу в представительство в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов по уплате обязательных взносов во внебюджетные фонды иностранного государства при найме иностранных граждан на работу в представительство российской организации на территории иностранного государства и сообщает следующее.
Статьей 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса.
В соответствии со ст. 264 гл. 25 Кодекса в составе расходов учитываются, в частности, суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 263 Кодекса включению в состав расходов подлежат расходы по обязательным видам страхования, установленные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по мнению Департамента, обязательные взносы российской организации во внебюджетные фонды иностранного государства в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

- Компенсация за несвоевременную выдачу заработной платы (письмо Минфина России от 31.10.11 № 03-03-06/2/164)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 31 октября 2011 г. N 03-03-06/2/164

Вопрос: При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и прочих выплат, причитающихся работнику, работодатель, на основании ст. 236 ТК РФ, обязан выплатить их с уплатой процентов.
В соответствии со ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль относятся любые начисления работникам, в том числе компенсационные начисления, предусмотренные нормами законодательства РФ.
Вправе ли организация учесть в расходах в целях налога на прибыль компенсацию за несвоевременно выплаченную работникам заработную плату?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов на выплату работникам компенсаций, предусмотренных ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Подпунктом 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
В случаях, предусмотренных положениями ст. 236 ТК РФ, размер денежной компенсации, выплачиваемой работодателем работнику, может быть установлен трудовыми и (или) коллективным договорами. Таким образом, положения пп. 13 п. 1 ст. 265 Кодекса к суммам указанной денежной компенсации неприменимы.
На основании ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Из нормы ст. 255 Кодекса следует, что компенсационные выплаты, предусмотренные указанной статьей, должны быть связаны с режимом работы или условиями труда, а также содержанием работников. Расходы по уплате денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, не отвечают условиям, установленным ст. 255 Кодекса, а следовательно, не могут быть включены в состав расходов на оплату труда.
Учитывая изложенное, расходы в виде компенсационных выплат работникам, уплачиваемых работодателем в соответствии со ст. 236 ТК РФ, для целей налогообложения прибыли не учитываются.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

- Обучение персонала внутренним стандартам организации (письмо Минфина России от 26.09.11 № 03-03-06/1/587)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/587

Вопрос: ООО входит в группу компаний иностранного холдинга (далее - группа).
В рамках проекта ООО осуществляет производство, сборку и продажу автомобильной продукции.
В связи с запуском проекта производства на новом заводе группы в интересах специальной подготовки работников и надлежащей работы завода между ООО и иностранным контрагентом, входящим в группу, заключен договор об оказании услуг по обеспечению специальной подготовки работников. Под обеспечением специальной подготовки работников понимается организация внутренней теоретической учебы и специальной практики (обучение для рабочей позиции под наблюдением специалиста и операторская стажировка для избранных рабочих позиций) для работников. Подготовка работников осуществляется на территории (на заводе) иностранного контрагента.
Договором предусмотрено, что целью специальной подготовки работников не является получение профессиональной квалификации для выполнения предусмотренной работы.
Вправе ли ООО учесть вышеуказанные расходы при исчислении налога на прибыль в соответствии со ст. 264 НК РФ?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на специальную подготовку работников и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 Кодекса.
Как следует из запроса, организация заключила договор с иностранным контрагентом об оказании услуг по обеспечению специальной подготовки работников. При этом договором предусмотрено, что целью специальной подготовки работников не является получение специальной квалификации.
Таким образом, условия заключенного договора не соответствуют положениям, установленным ст. 264 Кодекса, т.е. целью обучения работников организации иностранным контрагентом не являются профессиональная подготовка или переподготовка работников и получение ими более высокой квалификации.
Учитывая изложенное, расходы на оплату такого обучения работников не могут быть учтены в составе расходов по налогу на прибыль организаций по основаниям, предусмотренным пп. 23 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

- Суммы, связанные с перечислением дивидендов (услуги банка, почтовые сборы и проч.)
(Письмо Минфина России от 17.06.11 № 03-03-06/1/355)
Письмо Минфина РФ от 17 июня 2011 г. № 03-03-06/1/355
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов, связанных с выплатой дивидендов, сообщает следующее.
Расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций осуществляется согласно положениям главы 25 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса при расчете налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно положениям пункта 1 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения.
Следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества), которая определяется по данным бухгалтерской отчетности.
Учитывая, что выплата дивидендов обществом не является деятельностью, направленной на получение дохода, и осуществляется за счет чистой прибыли организации, сопутствующие расходы, связанные с выплатой дивидендов, в том числе расходы по оплате услуг банка, почтовые сборы за перечисление дивидендов и др., по нашему мнению, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.
Заместитель директора
департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ Н.А. Комова

- Арендная плата за содержание оборудования на складе временного хранения (письмо Минфина России от 04.07.11 № 03-03-06/1/390).

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 июля 2011 г. N 03-03-06/1/390 Об учете в целях налогообложения прибыли расходов на арендную плату
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на арендную плату в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Исходя из текста письма, по условиям договора арендная плата начисляется налогоплательщиком с момента прибытия оборудования на станцию, указанную в договоре.
При этом в течение всего времени нахождения на складе временного хранения данное оборудование не используется в деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, учитывая положения пункта 1 статьи 252 НК РФ, расходы в виде арендных платежей за время нахождения оборудования на складе временного хранения в составе расходов в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Заместитель директора Департамента Н.А. Комова
Ответить