Правила получения публичного статуса акционерного общества - разъяснения ЦБ РФ
Добавлено: 17 дек 2015, 21:14
Акционерные общества могут получить публичный статус только путем внесения в свой устав соответствующих изменений и выполнения необходимых корпоративных действий.
Кроме того, Банк России должен принять решение о регистрации проспекта акций такого АО.
Только после этого разрешается публичный оборот акций или ценных бумаг этого общества.
ЦБ РФ напомнил, что в силу поправок, внесенных в статью 97 Гражданского кодекса РФ, общие правила приобретения публичного статуса акционерными обществами являются едиными для всех - вне зависимости от того, успели или нет они привести свои уставы в соответствие с новыми требованиями ГК.
В частности, те АО, которые не были изначально признаны публичными и имеют наименование «ОАО» или «ЗАО» также могут, при желании, приобрести публичный статус.
Для этого им необходимо обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций, как это определено в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
После чего, предоставить в регистрирующий орган, вместе со стандартным набором документов, также и решение ЦБ РФ о регистрации этого проспекта.
После этого непубличное акционерное общество приобретет публичный статус и сможет внести в свой устав соответствующие изменения.
Возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении АО, законодательством не предусмотрена, соответственно, с 1 июля 2015 года учреждаемые АО не могут сразу являться публичными.
Согласно Информационному письму создаваемые (учреждаемые) АО всегда являются только непубличными и вправе лишь в дальнейшем приобрести публичный статус.
Отдельные пояснения финансовый регулятор дал про порядок прекращения публичного статуса акционерных обществ.
Так, законодательно определено, что прекратить свою публичность могут только те АО, которые уже привели уставы в соответствие с новыми требованиями Гражданского кодекса и имеют соответствующее название в ЕГРЮЛ - «публичное акционерное общество» или просто «акционерное общество».
Для прекращения публичного статуса такие общества обязаны предоставить регистрирующему органу документ, который подтверждает решение Банка России об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию.
Кроме того, в законе предусмотрен упрощенный порядок отказа АО от статуса публичного. Такой порядок может быть применен, при соблюдении некоторых условий:
- если число акционеров общества по состоянию на 1 сентября 2014 года не превышало 500 человек;
- если в уставе публичного АО, созданного до 1 сентября 2014 года, отсутствует указание на его публичность;
- если акции и другие ценные бумаги АО, по состоянию на 1 сентября 2014 года, не были допущены к организованным торгам.
Этот перечень оснований является исчерпывающим, поэтому при несоблюдении хотя бы одного из них необходимо применять общий порядок для прекращения публичного статуса АО. При этом, акционерные общества, которые были созданы до 1 сентября 2014 года и отвечают признакам публичных АО, но еще не привели свои уставы в соответствии с требованиями статьи 97 ГК РФ, также могут прекратить свой публичный статус.
Для этого им необходимо обратиться в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию.
Если, в соответствии с требованиями статьи 66.3 Гражданского кодекса РФ акции АО (или иные ценные бумаги, конвертируемые в акции) размещаются публично путем открытой подписки или публично обращаются, то эмитенты не должны повторно обращаться в Банк России за такими решениями при прекращении публичного статуса.
Законодательно закреплено, что предельный срок для принятия решения обществами о прекращении своего публичного статуса устанавливается на 1 июля 2020 года.
Публичные АО, созданные до 1 сентября 2014 года, содержащие в уставах и наименовании указание на публичный статус, но не отвечающие признакам публичного АО, должны до 1 июля 2020 года обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций и заключить договор о листинге, либо исключить из устава и наименования указание на публичный статус.
Данное правило также распространяется на АО, которые до 1 июля 2015 года внесли соответствующие изменения в устав, но акции и конвертируемые в акции ценные бумаги которых никогда публично не размещались и не обращались.
Начиная с 1 июля 2015 года, уже действует особый порядок применения норм о выкупе (по обязательному и добровольному предложению) для непубличных акционерных обществ.
В частности, процедуры добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг, а также и сами требования о выкупе не могут применяться в отношении ценных бумаг тех непубличных обществ, которые по состоянию на 1 сентября 2014 года имели статус закрытого акционерного общества.
Но если процедуры по выкупу уже были запущены до 1 июля 2015 года, то они должны продолжаться вплоть до момента выкупа ценных бумаг.
Следует заметить, что акционерные общества, которые до сих не привели свои уставы и наименование в соответствие с требованиями Гражданского кодекса и продолжают сохранять указание на тип АО, не будут являться публичными только в определенных случаях.
К этой категории, например, относятся
- ЗАО, даже при условии, что они по состоянию на 1 сентября 2014 года, публично размещали свои акции или ценные бумаги.
- АО, которые ранее получили от ЦБ РФ освобождение от обязанности раскрывать информацию в установленном законодательством порядке, или же погасили все свои публичные акции или ценные бумаги.
Если же обязанность раскрывать информацию в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» возникла у акционерного общества еще до 1 июля 2015 года, то эта обязанность у него сохраняется вне зависимости от наличия или отсутствия публичного статуса.
Кроме того, Банк России должен принять решение о регистрации проспекта акций такого АО.
Только после этого разрешается публичный оборот акций или ценных бумаг этого общества.
ЦБ РФ напомнил, что в силу поправок, внесенных в статью 97 Гражданского кодекса РФ, общие правила приобретения публичного статуса акционерными обществами являются едиными для всех - вне зависимости от того, успели или нет они привести свои уставы в соответствие с новыми требованиями ГК.
В частности, те АО, которые не были изначально признаны публичными и имеют наименование «ОАО» или «ЗАО» также могут, при желании, приобрести публичный статус.
Для этого им необходимо обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций, как это определено в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
После чего, предоставить в регистрирующий орган, вместе со стандартным набором документов, также и решение ЦБ РФ о регистрации этого проспекта.
После этого непубличное акционерное общество приобретет публичный статус и сможет внести в свой устав соответствующие изменения.
Возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении АО, законодательством не предусмотрена, соответственно, с 1 июля 2015 года учреждаемые АО не могут сразу являться публичными.
Согласно Информационному письму создаваемые (учреждаемые) АО всегда являются только непубличными и вправе лишь в дальнейшем приобрести публичный статус.
Отдельные пояснения финансовый регулятор дал про порядок прекращения публичного статуса акционерных обществ.
Так, законодательно определено, что прекратить свою публичность могут только те АО, которые уже привели уставы в соответствие с новыми требованиями Гражданского кодекса и имеют соответствующее название в ЕГРЮЛ - «публичное акционерное общество» или просто «акционерное общество».
Для прекращения публичного статуса такие общества обязаны предоставить регистрирующему органу документ, который подтверждает решение Банка России об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию.
Кроме того, в законе предусмотрен упрощенный порядок отказа АО от статуса публичного. Такой порядок может быть применен, при соблюдении некоторых условий:
- если число акционеров общества по состоянию на 1 сентября 2014 года не превышало 500 человек;
- если в уставе публичного АО, созданного до 1 сентября 2014 года, отсутствует указание на его публичность;
- если акции и другие ценные бумаги АО, по состоянию на 1 сентября 2014 года, не были допущены к организованным торгам.
Этот перечень оснований является исчерпывающим, поэтому при несоблюдении хотя бы одного из них необходимо применять общий порядок для прекращения публичного статуса АО. При этом, акционерные общества, которые были созданы до 1 сентября 2014 года и отвечают признакам публичных АО, но еще не привели свои уставы в соответствии с требованиями статьи 97 ГК РФ, также могут прекратить свой публичный статус.
Для этого им необходимо обратиться в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию.
Если, в соответствии с требованиями статьи 66.3 Гражданского кодекса РФ акции АО (или иные ценные бумаги, конвертируемые в акции) размещаются публично путем открытой подписки или публично обращаются, то эмитенты не должны повторно обращаться в Банк России за такими решениями при прекращении публичного статуса.
Законодательно закреплено, что предельный срок для принятия решения обществами о прекращении своего публичного статуса устанавливается на 1 июля 2020 года.
Публичные АО, созданные до 1 сентября 2014 года, содержащие в уставах и наименовании указание на публичный статус, но не отвечающие признакам публичного АО, должны до 1 июля 2020 года обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций и заключить договор о листинге, либо исключить из устава и наименования указание на публичный статус.
Данное правило также распространяется на АО, которые до 1 июля 2015 года внесли соответствующие изменения в устав, но акции и конвертируемые в акции ценные бумаги которых никогда публично не размещались и не обращались.
Начиная с 1 июля 2015 года, уже действует особый порядок применения норм о выкупе (по обязательному и добровольному предложению) для непубличных акционерных обществ.
В частности, процедуры добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг, а также и сами требования о выкупе не могут применяться в отношении ценных бумаг тех непубличных обществ, которые по состоянию на 1 сентября 2014 года имели статус закрытого акционерного общества.
Но если процедуры по выкупу уже были запущены до 1 июля 2015 года, то они должны продолжаться вплоть до момента выкупа ценных бумаг.
Следует заметить, что акционерные общества, которые до сих не привели свои уставы и наименование в соответствие с требованиями Гражданского кодекса и продолжают сохранять указание на тип АО, не будут являться публичными только в определенных случаях.
К этой категории, например, относятся
- ЗАО, даже при условии, что они по состоянию на 1 сентября 2014 года, публично размещали свои акции или ценные бумаги.
- АО, которые ранее получили от ЦБ РФ освобождение от обязанности раскрывать информацию в установленном законодательством порядке, или же погасили все свои публичные акции или ценные бумаги.
Если же обязанность раскрывать информацию в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» возникла у акционерного общества еще до 1 июля 2015 года, то эта обязанность у него сохраняется вне зависимости от наличия или отсутствия публичного статуса.