За какие нарушения кассовой дисциплины штрафуют ИП и компании
Добавлено: 20 ноя 2015, 18:01
1. Наличная выручка направлена на погашение или выдачу займа
Согласно Указанию Центробанка от 07.10.13 № 3073-У (далее — Указание № 3073-У) организации и предприниматели не вправе расходовать свою наличную выручку на погашение и выдачу займов. Данные выплаты разрешено делать только за счет денег, поступивших в кассу с банковского счета.
Несмотря на это многие компании и ИП все же рассчитываются по займам именно из денег, внесенных в кассу покупателями.
Налоговики зачастую привлекают нарушителей к административной ответственности на основании статьи 15.1 КоАП РФ?
Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна.
Но нередко судьи соглашаются с инспекторами и подтверждают, что в случае выдачи или возврата займа за счет наличной выручки административный штраф законен.
Поэтому расчетов по займам из наличной выручки лучше по возможности избегать.
2. Лимит наличных расчетов по одному договору превышен
В общем случае наличные расчеты между двумя юридическими лицами, двумя ИП, либо между юридическим лицом и ИП не могут превышать 100 000 руб. по одному договору.
Это прямо следует из Указания № 3073-У.
Несоблюдение данного лимита является административным правонарушением, подпадающим под статью 15.1 КоАП РФ.
Компании, чтобы соблюсти лимит разбивают сумму, превышающую 100 000 рублей, на несколько платежей, и для каждой заключают свой отдельный договор.
В итоге наличные расчеты по каждому такому договору укладываются в лимит, что позволяет формально соблюсти требования Центробанка.
Инспекторы разоблачают уловку и заявляют, что все «мелкие» договоры с одним и тем же контрагентом нужно рассматривать как единую сделку.
Поскольку наличные расчеты по единой сделке в сумме превышают 100 000 рублей, нарушителя необходимо оштрафовать.
Однако суды отклоняют доводы налоговиков и подчеркивают, что подписание нескольких договоров со сходным содержанием не доказывает превышение лимита.
Соответственно, санкцию применять нельзя.
Избежать наказания удается и организациям, которые заключают так называемые рамочные договоры. Это соглашения, где условия сделки не детализированы, а прописаны лишь в общих чертах.
Если организация или предприниматель превысит лимит наличных расчетов по рамочному договору, штраф, скорее всего, платить не придется. Дело в том, что рамочный договор не подходит под определение договора, приведенное в Гражданском кодексе. Действительно, договор считается заключенным, если достигнуто соглашение по всем существенным условиям (п.1 ст. 432 ГК РФ). А для договора купли-продажи существенным является условие о наименовании и количестве товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ). Такая информация в рамочном договоре отсутствует, поэтому его нельзя признать договором в целях применения Указания № 3073-У. Отсюда следует, что лимит наличных расчетов по одному рамочному договору соблюдать не обязательно.
3. Обособленное подразделение не ведет кассовую книгу
Для обособленных подразделений, принимающих наличную выручку в собственные кассы, предусмотрен следующий порядок действий.
В момент поступления денег кассир должен оформить приходный кассовый ордер, а в конце дня данные по всем ордерам отразить в кассовой книге.
Затем копию листа кассовой книги необходимо передать в головную организацию, причем порядок и сроки передачи утверждает руководство компании. Эти правила закреплены в Указании Центробанка от 11.03.14 № 3210-У.
На практике компании далеко не всегда придерживаются указанного алгоритма. Самым распространенным нарушением является отсутствие кассовых документов, в том числе кассовой книги. В этом случае подразделения просто сдают выручку в кассу головного офиса без оформления каких-либо бумаг.
Инспекторы при проверке назначают штраф на основании статьи 15.1 КоАП РФ, а организации обжалуют санкции.
Отстаивая свою правоту, налогоплательщики заявляют: раз центральная бухгалтерия ведет кассовую книгу, то подразделениям не обязательно делать то же самое.
Но такие аргументы не принимаются судьями.
С их точки зрения отсутствие записи в кассовой книге подразделения означает, что наличность не оприходована, и кассовая дисциплины не соблюдена.
Как следствие, штрафы признаются законными.
Иногда налогоплательщики считают, что вести кассовую книгу должны лишь те подразделения, которые отвечают критериям, приведенным в Налоговом кодексе.
В статье 11 НК РФ сказано, что одним из критериев обособленного подразделения является его территориальная обособленность от самой организации, в Указании № 3210-У приведен другой (причем, единственный) критерий обособленного подразделения. Это наличие одного или нескольких обособленных рабочих мест. При решении вопроса о соблюдении кассовой дисциплины руководствоваться нужно не Налоговым кодексом, а Указанием № 3210-У.
4. Лимит остатка наличных денег рассчитан исходя из завышенного значения выручки
Организации могут рассчитывать лимит остатка наличных денег одним из двух способов: из объема поступлений либо из объема выдачи наличности.
Компании, выбравшие первый способ, в качестве объема поступлений должны использовать выручку за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Об этом говорится в приложении к Указанию № 3210-У.
Проверяя кассовую дисциплину, налоговики контролируют, какие показатели учтены в составе поступлений.
Если сюда помимо выручки включены другие суммы, инспекторы делают вывод, что объем поступлений необоснованно завышен.
Следовательно, завышен и размер лимита. Данное нарушение, по мнению сотрудников ИФНС, подпадает под штраф согласно статье 15.1 КоАП РФ.
Судьи поддерживают налоговиков.
Согласно Указанию Центробанка от 07.10.13 № 3073-У (далее — Указание № 3073-У) организации и предприниматели не вправе расходовать свою наличную выручку на погашение и выдачу займов. Данные выплаты разрешено делать только за счет денег, поступивших в кассу с банковского счета.
Несмотря на это многие компании и ИП все же рассчитываются по займам именно из денег, внесенных в кассу покупателями.
Налоговики зачастую привлекают нарушителей к административной ответственности на основании статьи 15.1 КоАП РФ?
Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна.
Но нередко судьи соглашаются с инспекторами и подтверждают, что в случае выдачи или возврата займа за счет наличной выручки административный штраф законен.
Поэтому расчетов по займам из наличной выручки лучше по возможности избегать.
2. Лимит наличных расчетов по одному договору превышен
В общем случае наличные расчеты между двумя юридическими лицами, двумя ИП, либо между юридическим лицом и ИП не могут превышать 100 000 руб. по одному договору.
Это прямо следует из Указания № 3073-У.
Несоблюдение данного лимита является административным правонарушением, подпадающим под статью 15.1 КоАП РФ.
Компании, чтобы соблюсти лимит разбивают сумму, превышающую 100 000 рублей, на несколько платежей, и для каждой заключают свой отдельный договор.
В итоге наличные расчеты по каждому такому договору укладываются в лимит, что позволяет формально соблюсти требования Центробанка.
Инспекторы разоблачают уловку и заявляют, что все «мелкие» договоры с одним и тем же контрагентом нужно рассматривать как единую сделку.
Поскольку наличные расчеты по единой сделке в сумме превышают 100 000 рублей, нарушителя необходимо оштрафовать.
Однако суды отклоняют доводы налоговиков и подчеркивают, что подписание нескольких договоров со сходным содержанием не доказывает превышение лимита.
Соответственно, санкцию применять нельзя.
Избежать наказания удается и организациям, которые заключают так называемые рамочные договоры. Это соглашения, где условия сделки не детализированы, а прописаны лишь в общих чертах.
Если организация или предприниматель превысит лимит наличных расчетов по рамочному договору, штраф, скорее всего, платить не придется. Дело в том, что рамочный договор не подходит под определение договора, приведенное в Гражданском кодексе. Действительно, договор считается заключенным, если достигнуто соглашение по всем существенным условиям (п.1 ст. 432 ГК РФ). А для договора купли-продажи существенным является условие о наименовании и количестве товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ). Такая информация в рамочном договоре отсутствует, поэтому его нельзя признать договором в целях применения Указания № 3073-У. Отсюда следует, что лимит наличных расчетов по одному рамочному договору соблюдать не обязательно.
3. Обособленное подразделение не ведет кассовую книгу
Для обособленных подразделений, принимающих наличную выручку в собственные кассы, предусмотрен следующий порядок действий.
В момент поступления денег кассир должен оформить приходный кассовый ордер, а в конце дня данные по всем ордерам отразить в кассовой книге.
Затем копию листа кассовой книги необходимо передать в головную организацию, причем порядок и сроки передачи утверждает руководство компании. Эти правила закреплены в Указании Центробанка от 11.03.14 № 3210-У.
На практике компании далеко не всегда придерживаются указанного алгоритма. Самым распространенным нарушением является отсутствие кассовых документов, в том числе кассовой книги. В этом случае подразделения просто сдают выручку в кассу головного офиса без оформления каких-либо бумаг.
Инспекторы при проверке назначают штраф на основании статьи 15.1 КоАП РФ, а организации обжалуют санкции.
Отстаивая свою правоту, налогоплательщики заявляют: раз центральная бухгалтерия ведет кассовую книгу, то подразделениям не обязательно делать то же самое.
Но такие аргументы не принимаются судьями.
С их точки зрения отсутствие записи в кассовой книге подразделения означает, что наличность не оприходована, и кассовая дисциплины не соблюдена.
Как следствие, штрафы признаются законными.
Иногда налогоплательщики считают, что вести кассовую книгу должны лишь те подразделения, которые отвечают критериям, приведенным в Налоговом кодексе.
В статье 11 НК РФ сказано, что одним из критериев обособленного подразделения является его территориальная обособленность от самой организации, в Указании № 3210-У приведен другой (причем, единственный) критерий обособленного подразделения. Это наличие одного или нескольких обособленных рабочих мест. При решении вопроса о соблюдении кассовой дисциплины руководствоваться нужно не Налоговым кодексом, а Указанием № 3210-У.
4. Лимит остатка наличных денег рассчитан исходя из завышенного значения выручки
Организации могут рассчитывать лимит остатка наличных денег одним из двух способов: из объема поступлений либо из объема выдачи наличности.
Компании, выбравшие первый способ, в качестве объема поступлений должны использовать выручку за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Об этом говорится в приложении к Указанию № 3210-У.
Проверяя кассовую дисциплину, налоговики контролируют, какие показатели учтены в составе поступлений.
Если сюда помимо выручки включены другие суммы, инспекторы делают вывод, что объем поступлений необоснованно завышен.
Следовательно, завышен и размер лимита. Данное нарушение, по мнению сотрудников ИФНС, подпадает под штраф согласно статье 15.1 КоАП РФ.
Судьи поддерживают налоговиков.