Если при камеральной проверке НДС налоговые инспекторы находят расхождения с данными декларации, представленной контрагентом проверяемого налогоплательщика, или с журналом учета полученных и выставленных счетов-фактур, они направляют налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи требование о представлении соответствующих пояснений.
К Требованию будет прилагаться перечень операций, по которым инспекторы выявили расхождения. При этом по каждой такой операции налоговики укажут код возможной ошибки.
Всего предусмотрено четыре кода ошибок.
Код ошибки «1»:
• запись об операции отсутствует в декларации контрагента;
• контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;
• контрагент представил декларацию с нулевыми показателями;
• допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счетфактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом.
Код ошибки «2»:
• не соответствуют данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и разделом 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам).
Код ошибки «3»:
• не соответствуют данные об операции между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика (например, отражение посреднических операций).
Код ошибки «4»:
• иные возможные ошибки в какой-либо графе (номер графы с возможно допущенной ошибкой будет указан в скобках).
О том, что нужно сделать при получении данного требования ФНС России рассказала в письме от 06.11.15 № ЕД-4-15/19395@.
В этом письме специалисты ФНС расписали действия налогоплательщика при получении Требования.
1. Передать налоговому органу квитанцию о приеме Требования.
Квитанция пересылается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Сделать это необходимо в течение шести дней со дня отправки Требования налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
2. Проверить правильность заполнения налоговой декларации.
Такую проверку необходимо сделать по всех расхождениям, указанным в Требовании. В частности, нужно сверить запись, отраженную в налоговой декларации со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения — даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), то необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов.
3. Представить уточненную налоговую декларацию.
«Уточненку» с корректными сведениями необходимо представить в том случае, если в первоначальной декларации были выявлены ошибки, приводящие к занижению суммы налога к уплате.
4. Представить пояснения с корректными данными.
Пояснения с корректными данными представляются, если ошибки в декларации не повлияли на сумму НДС к уплате. Пояснения можно представить в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Также налоговики рекомендуют представить уточненную налоговую декларацию.
5. Представить пояснения об отсутствии ошибок.
Это делается в том случае, если налогоплательщик не выявил каких-либо ошибок.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 6 ноября 2015 года № ЕД-4-15/19395@
О представлении пояснений
Федеральная налоговая служба в связи с проведением в соответствии с приказом ФНС России от 13.02.2015 № ММВ7-6/68@ опытно-промышленной эксплуатации программного обеспечения «АСК НДС-2», а также в связи с подготовкой к декларационной кампании по НДС за 3 квартал 2015 года поручает в срок до 10.11.2015 направить информационное письмо в адрес администрируемых налогоплательщиков на которых, в соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС в электронной форме.
Действительный государственный
советник РФ 2-го класса
Д.В. Егоров
Приложение
Уважаемый налогоплательщик!
При выявлении налоговым органом противоречий, несоответствий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (далее – Расхождения), Вам будет направлено требование о представлении пояснений (далее – Требование).
При этом к Требованию прилагается перечень операций, отраженных Вами в соответствующем разделе декларации по НДС, по которым установлены Расхождения. Для определения причин возникновения Расхождений, по каждой записи, отраженной в приложении к Требованию, справочно указывается код возможной ошибки.
В отношении каждой операции может быть указан только один из четырех кодов ошибки, а именно:
– код ошибки «1» указывается в случае, если запись об операции отсутствует в декларации контрагента, либо контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, либо контрагент представил декларацию с нулевыми показателями, либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счетфактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом;
– код ошибки «2» указывается в случае, если не соответствуют данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и разделом 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам).
– если указан код «3» – данные об операции между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций);
– код ошибки «4» означает, что возможно допущена ошибка в какой-либо графе. При этом номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках.
Таким образом, после получения Требования от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота Вам необходимо:
1. Передать налоговому органу квитанцию о приеме Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом;
2. В отношении записей, указанных в Требовании проверить правильность заполнения налоговой декларации, сверить запись, отраженную в налоговой декларации со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены Расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок(продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;
3. Представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями при выявлении в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате;
4. Если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС представить пояснения с указанием корректных данных. Также рекомендуется представить уточненную налоговую декларацию. Пояснения могут быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Для направления пояснений в формализованном виде необходимо уточнить наличие такой возможности у разработчика (поставщика) Вашей бухгалтерской учетной системы или оператора электронного документооборота;
5. Если после проверки Вами корректности заполнения декларации ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем представления пояснений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) пояснения либо уточненная налоговая декларация представляются в налоговый орган в течении пяти дней с даты получения Требования;
При представлении пояснений в адрес налогового органа Вы вправе, в соответствии с пунктом 4 статьи 88 Кодекса, дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Напоминаем Вам, что в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении пояснений налоговым органом в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи указанной квитанции, установленного пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса, согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 76 Кодекса может быть принято решение о приостановлении операций по Вашему банковскому счету.
Отвечаем на требование ФНС о пояснениях после камеральной проверки НДС
Re: Отвечаем на требование ФНС о пояснениях после камеральной проверки НДС
При камералке по НДС можно не давать налоговикам документы, не связанные с вычетами
По результатам камеральной проверки по НДС инспекция доначислила ОАО штраф по статье 126 НК – за непредставление документов в установленный срок (ТТН, приложений к контракту и расчетно-платежных документов) и выставила требование об уплате штрафа.
Суды трех инстанций (дело № А40-200908/2014) признали решение инспекции недействительным, выяснив, что в соответствии с условиями заключенных договоров расходы по доставке товара отнесены на поставщиков. Таким образом, истребованные инспекцией ТТН налогоплательщику не передавались.
Суды также указали, что затребованные инспекцией приложения к контракту не являются документами, необходимыми для обоснования заявленных налоговых вычетов, следовательно, их истребование в данном случае незаконно. Расчетно-платежные документы налогоплательщиком инспекции были представлены.
В решении кассации (Ф05-16932/2015 от 14.12.2015) указано: «ввиду необоснованного истребования у налогоплательщика дополнительных документов, не относящихся к предмету налоговой проверки, а также с превышением пределов полномочий, … решение инспекции в части привлечения к ответственности в виде штрафа и выставленное на его основании требование об уплате штрафа признаны недействительными».
По результатам камеральной проверки по НДС инспекция доначислила ОАО штраф по статье 126 НК – за непредставление документов в установленный срок (ТТН, приложений к контракту и расчетно-платежных документов) и выставила требование об уплате штрафа.
Суды трех инстанций (дело № А40-200908/2014) признали решение инспекции недействительным, выяснив, что в соответствии с условиями заключенных договоров расходы по доставке товара отнесены на поставщиков. Таким образом, истребованные инспекцией ТТН налогоплательщику не передавались.
Суды также указали, что затребованные инспекцией приложения к контракту не являются документами, необходимыми для обоснования заявленных налоговых вычетов, следовательно, их истребование в данном случае незаконно. Расчетно-платежные документы налогоплательщиком инспекции были представлены.
В решении кассации (Ф05-16932/2015 от 14.12.2015) указано: «ввиду необоснованного истребования у налогоплательщика дополнительных документов, не относящихся к предмету налоговой проверки, а также с превышением пределов полномочий, … решение инспекции в части привлечения к ответственности в виде штрафа и выставленное на его основании требование об уплате штрафа признаны недействительными».