Правительство РФ утвердило новые Правила предоставления гостиничных услуг в России (далее – новые правила), которые будут распространяться на деятельность гостиниц и иных средств размещения.
Исключение составит деятельность молодежных туристских лагерей и туристских баз, кемпингов, детских лагерей, ведомственных общежитий, деятельность по сдаче помещений внаем, а также по предоставлению мест в железнодорожных спальных вагонах (постановление Правительства РФ от 9 октября 2015 г. № 1085).
Так, впервые в российском законодательстве о гостиничном бизнесе закреплено понятие "малое средство размещения". Под ним предлагается понимать гостиницу с номерным фондом не более 50 номеров.
Также в новых правилах прописано, что предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице соответствующей категории, предусмотренной системой классификации гостиниц, если такое требование вводится для отдельных регионов или на всей территории России.
В отличие от действующего законодательства новый документ предусматривает необходимость размещения информации о деятельности гостиниц не только в удобном для обозрения месте, обычно – на вывеске у входа (п. 4 действующих правил), но и в Интернете.
Теперь определено также, какие именно сведения должны быть размещены.
В их числе – информация о вышестоящей организации (при наличии), о присвоении гостинице категории, об услугах, входящих в стоимость номера.
В новых правилах указаны разновидности бронирования, которые исполнитель вправе применять в гостинице, – гарантированное и негарантированное.
В первом случае гость должен заселиться в гостиницу до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда, и бронирование будет аннулировано только при опоздании более чем на сутки.
А во втором – до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда. В противном случае бронирование аннулируется моментально.
Кроме того, в новых правилах впервые определено, какие документы удостоверяют личность гражданина при заключении договора.
К ним относятся, в частности, паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, паспорт иностранного гражданина, вид на жительство лица без гражданства и др.
Введен перечень услуг, которые исполнитель по просьбе клиента гостиницы обязан предоставить без взимания дополнительной платы.
К ним в том числе относятся:
вызов скорой помощи или других специальных служб;
пользование медицинской аптечкой;
доставка почты, адресованной постояльцу, в его номер;
побудка к определенному времени;
предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов;
иные услуги по усмотрению исполнителя (п. 27 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г. № 1085; далее – Правила).
Информация об оказываемых гостиницей услугах должна быть размещена в удобном для обозрения месте, а также на сайте гостиницы (п. 10 Правил).
Однако в соответствии с Правилами гостиница не обязана указывать в этом перечне, какие услуги оказываются за плату, а какие – на безвозмездной основе.
Поэтому понять, предоставляет ли гостиница какие-то дополнительные бесплатные услуги помимо установленных Правилами, для постояльцев может быть проблематично.
В числе нововведений также закрепление возможности постояльца платить лишь за половину суток пребывания в гостинице при размещении гостя с 00.00 до установленного расчетного часа, то есть до 12.00 (абз. 3 п. 29 Правил).
Только при заселении в указанный промежуток времени клиент гостиницы сможет оплатить половину суток проживания.