Страница 1 из 1

Минфин: у ИП, совмещающего ПСН и УСН, может быть не более 15 наемных работников

Добавлено: 22 окт 2015, 19:49
Irina
Средняя численность наемных работников индивидуального предпринимателя, который совмещает патентную систему налогообложения и «упрощенку», не должна превышать за налоговый период 15 человек.
Об этом сообщил Минфин России в письме от 28.09.15 № 03-11-11/55357.
Средняя численность работников предпринимателя на ПСН не может превышать 15 человек за налоговый период (п. 5 ст. 346.43 НК РФ). При использовании «упрощенки» ограничение по числу наемных работников менее строгое — не более 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Однако в Минфине обращают внимание на то, что предприниматели на ПСН при определении средней численности работников должны учитывать всех работников по всем видам деятельности, которые они осуществляют.
В том числе и тех работников, которые заняты в видах деятельности, облагаемых в рамках упрощенной системы налогообложения.
Соответственно, средняя численность работников предпринимателя, который совмещает ПСН и УСН, не должна превышать за налоговый период 15 человек.
Отметим, что еще недавно специалисты финансового ведомства занимали более лояльную по отношениям к предпринимателям позицию.
Чиновники полагали, что при совмещении патентной системы налогообложения с «упрощенкой» предприниматель вправе нанимать до 100 работников

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 сентября 2015 г. N 03-11-11/55357

Вопрос:
Об определении ИП, совмещающим ПСН и УСН, средней численности работников.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения по вопросу о порядке определения ограничения в виде среднесписочной численности работников индивидуальным предпринимателем, совмещающим патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в том числе упрощенной системой налогообложения).

Пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса установлено, что при применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

Согласно пункту 6 статьи 346.45 Кодекса индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию, установленному пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 346.45 Кодекса патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. Налоговым периодом признается календарный год. Если патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент (пункты 1 и 2 статьи 346.49 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса установлено, что упрощенная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, в том числе патентной системой налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса индивидуальный предприниматель не вправе применять упрощенную систему налогообложения, если средняя численность его работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

При этом согласно пункту 4 статьи 346.13 Кодекса, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения допущено несоответствие требованию, установленному, в частности, подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, он считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение и (или) несоответствие указанному требованию.

Согласно статье 346.19 Кодекса налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Таким образом, продолжительность налогового периода, за который определяется ограничение в виде средней численности работников для патентной системы налогообложения и для упрощенной системы налогообложения, может быть разной.

Поэтому налогоплательщик, совмещающий указанные налоговые режимы, должен вести раздельный учет средней численности работников как в целях применения патентной системы налогообложения, так и в целях применения упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, совмещающий патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении средней численности работников за налоговый период в целях соблюдения ограничения, установленного пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса, должен учитывать в том числе работников, занятых в видах деятельности, облагаемых в рамках упрощенной системы налогообложения. При этом средняя численность работников за налоговый период не должна превышать 15 человек.

При этом информируем, что средняя численность наемных работников определяется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.

Так, согласно пункту 81.1 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. N 428, в среднюю численность работников не включаются работники, находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН