Минэкономразвития опубликовало правила подачи и рассмотрения документов для регистрации товарных знаков
Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, утверждены Министерством экономического развития РФ.
Они предназначены для подачи заявок и обработки документов на регистрацию товарных и коллективных знаков в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Минэкономразвития России 20 июля 2015 года издало приказ N 482, утверждающий Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков.
Кроме того, были определены требования к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, а также порядок преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на госрегистрацию знака товарного.
Правила были разработаны и утверждены в соответствии с нормами части четвертой Гражданского кодекса РФ.
Для регистрации товарного знака, коллективного знака или знака обслуживания необходимо подать заявку в Роспатент лично или в электронном виде на официальном сайте ведомства или на Едином портале государственных и муниципальных услуг в сети интернет.
Кроме того, допускается направление заявки по почте или передача ее по факсимильной связи.
К заявке обязатКроме того, утверждены новые формы свидетельств на коллективный знак, товарный знак и знак обслуживания.
ельно необходимо приложить следующие документы:
- устав коллективного знака, если заявка подана на государственную регистрацию коллективного знака;
- письменное подтверждение согласия на обработку персональных данных;
- копию самой первой заявки на товарный знак, поданной в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности, если таковая заявка подавалась;
- и иные документы.
Роспатент должен зарегистрировать полученную заявку, если она соответствует всем требованиям из правил.
Принятая заявка заявителю не возвращается и должна быть рассмотрена в любом случае. После регистрации заявки сведения о ней в соответствии с пунктом 1 статьи 1493 Гражданского кодекса РФ должны быть опубликованы в официальном бюллетене Роспатента с целью обеспечения возможности ознакомления с ними всех заинтересованных лиц.
При этом публикации подлежат: номер заявки, полное наименование и все данные заявителя, дата ее поступления, перечень товаров и воспроизведение товарного знака.
Результатом обработки заявки должна быть выдача свидетельства, установленной формы и утверждение приоритета товарного знака, в соответствии с нормами статьи 1494 Гражданского кодекса РФ.
Приказ Минэкономразвития вступит в силу 31 августа 2015 года.
После указанной даты порядок регистрации товарных знаков станет заметно более определенным и понятным для всех правообладателей.
Любая организация или предприниматель, желающие зарегистрировать товарный знак, будут иметь четкую инструкцию к действиям и представление обо всех мероприятиях, которые предстоит пройти во время регистрации.
Кроме того, бизнес теперь может заранее ознакомиться с утвержденной формой свидетельства о регистрации товарного знака, которая содержится в приложении к приказу № 482.
Новые правила подачи и рассмотрения документов для регистрации товарных знаков
Для чего нужно регистрировать товарный знак?
- Регистрация товарного знака необходима для того, чтобы законно закрепить за собой право осуществлять выбранную деятельность под своим логотипом (брендом).
- Чтобы продемонстрировать конкурентное преимущество.
Если компания имеет полученное свидетельство на товарный знак (знак обслуживания), то ни один конкурент не сможет вести подобную деятельность под схожим, и тем более идентичным, обозначением.
- Для увеличения стоимости всего бизнеса. Товарный знак можно оценить, затем продать или обменять. Это достаточно серьезное вложение, которое со временем может принести хорошие деньги.
- Для увеличения прибыли. Зарегистрированный товарный знак можно передать в пользование другим лицам, ведущим подобную коммерческую деятельность.
Передать обозначение в пользование возможно на определенное время и за определенное вознаграждение. Вот вам и увеличение прибыли!
Законодательно такая передача исключительного права на товарный знак называется договор коммерческой концессии, а все бизнесмены называют это современным модным словом – франчайзинг.
Договорные отношения оформляются через тот же государственный орган, выдающий свидетельство на товарный знак.
- С получением свидетельства на товарный знак на всех объектах, отражающих любую информацию о компании, о бизнесе в целом можно указывать знак защиты..
Компания с зарегистрированным товарным знаком – это компания, ориентированная на долгое существование, так как свидетельство на товарный знак в РФ выдается минимум на 10 лет., а значит и уровень доверия будет выше.
В Российской Федерации законодательно закреплено право пролонгации действия товарного знака. А, значит, через 10 лет можно оплатить государственную пошлину и продлить товарный знак еще на 10 лет.
С момента подачи заявления на госрегистрацию обозначения в качестве товарного знака до момента получения свидетельства на руки проходит минимум 14 календарных месяцев.
В этот срок входят две экспертизы поданного на регистрацию обозначения:
1. это формальная экспертиза, или проверка всех предоставленных на регистрацию документов требованиям уполномоченного органа в сфере интеллектуальной собственности ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности);
2. это экспертиза заявленного обозначения – проверка поданного на регистрацию логотипа (бренда) на схожесть с уже зарегистрированными товарными знаками и поданными ранее заявками.
По результатам экспертиз ФИПС принимает решение либо о регистрации и выдаче свидетельства, либо об отказе в регистрации товарного знака.
Перед началом подготовки документов на регистрацию товарного знака обозначение необходимо проверить по доступным базам данных государственного органа на возможность регистрации.
Поэтому возможность оценить шанс на получение свидетельства на товарный знак есть абсолютно у любого предпринимателя.
ФИПС проводит проверку по расширенному кругу имеющихся ресурсов в этой области.
Чтобы вам не отказали, на регистрацию необходимо подавать обозначение, проверенное по всем возможным базам данных.
После того как принято решение, в каком виде обозначение (слово, картинка, мелодия, запах, вкус, диаграмма и прочее) будет подано на регистрацию, происходит подготовка юридических документов в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Когда пакет документов собран и подписан, документация подается непосредственно в ФИПС – и запускается процесс регистрации товарного знака.
Сложности при регистрации возникают, когда до момента подачи заявочных документов была проведена неполноценная проверка обозначения.
Чтобы избежать непредвиденных и сложных ситуаций, оптимальным шагом будет обратиться к специалисту и провести детальную проверку перед подачей заявления.
Регистрация занимает много времени потому что
- ФИПС – это единственный орган, который регистрирует товарные знаки со всей России, знаки иностранных лиц, которые ведут коммерческую деятельность на территории нашей страны, а также знаки, находящиеся в процессе международной регистрации. Региональных отделений у ФИПС нет, поэтому вся нагрузка сосредоточена в Москве на Бережковской набережной, д. 30.
- Экспертиза заявленного обозначения в ФИПС разделена на несколько этапов:
эксперты проверяют соответствие каждого товара и каждой услуги действующей редакции МКТУ (Международный классификатор товаров и услуг, в отношении которых регистрируются товарные знаки);
затем обозначение проходит проверку по базам данных уже сформированных ресурсов (в ФИПС должны удостовериться, что ничего схожего действительно нет и что обозначение уникально).
Все это время можно заниматься предпринимательской деятельностью и под тем брендом, который находится в процессе регистрации.
Законодатель закрепил право использовать обозначение с момента присвоения приоритета. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст.1494 Гражданского кодекса РФ).
Соответственно, использование обозначения, которые находится в процессе регистрации, до полученного на руки свидетельства – уместно и абсолютно законно.
- Чтобы продемонстрировать конкурентное преимущество.
Если компания имеет полученное свидетельство на товарный знак (знак обслуживания), то ни один конкурент не сможет вести подобную деятельность под схожим, и тем более идентичным, обозначением.
- Для увеличения стоимости всего бизнеса. Товарный знак можно оценить, затем продать или обменять. Это достаточно серьезное вложение, которое со временем может принести хорошие деньги.
- Для увеличения прибыли. Зарегистрированный товарный знак можно передать в пользование другим лицам, ведущим подобную коммерческую деятельность.
Передать обозначение в пользование возможно на определенное время и за определенное вознаграждение. Вот вам и увеличение прибыли!
Законодательно такая передача исключительного права на товарный знак называется договор коммерческой концессии, а все бизнесмены называют это современным модным словом – франчайзинг.
Договорные отношения оформляются через тот же государственный орган, выдающий свидетельство на товарный знак.
- С получением свидетельства на товарный знак на всех объектах, отражающих любую информацию о компании, о бизнесе в целом можно указывать знак защиты..
Компания с зарегистрированным товарным знаком – это компания, ориентированная на долгое существование, так как свидетельство на товарный знак в РФ выдается минимум на 10 лет., а значит и уровень доверия будет выше.
В Российской Федерации законодательно закреплено право пролонгации действия товарного знака. А, значит, через 10 лет можно оплатить государственную пошлину и продлить товарный знак еще на 10 лет.
С момента подачи заявления на госрегистрацию обозначения в качестве товарного знака до момента получения свидетельства на руки проходит минимум 14 календарных месяцев.
В этот срок входят две экспертизы поданного на регистрацию обозначения:
1. это формальная экспертиза, или проверка всех предоставленных на регистрацию документов требованиям уполномоченного органа в сфере интеллектуальной собственности ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности);
2. это экспертиза заявленного обозначения – проверка поданного на регистрацию логотипа (бренда) на схожесть с уже зарегистрированными товарными знаками и поданными ранее заявками.
По результатам экспертиз ФИПС принимает решение либо о регистрации и выдаче свидетельства, либо об отказе в регистрации товарного знака.
Перед началом подготовки документов на регистрацию товарного знака обозначение необходимо проверить по доступным базам данных государственного органа на возможность регистрации.
Поэтому возможность оценить шанс на получение свидетельства на товарный знак есть абсолютно у любого предпринимателя.
ФИПС проводит проверку по расширенному кругу имеющихся ресурсов в этой области.
Чтобы вам не отказали, на регистрацию необходимо подавать обозначение, проверенное по всем возможным базам данных.
После того как принято решение, в каком виде обозначение (слово, картинка, мелодия, запах, вкус, диаграмма и прочее) будет подано на регистрацию, происходит подготовка юридических документов в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Когда пакет документов собран и подписан, документация подается непосредственно в ФИПС – и запускается процесс регистрации товарного знака.
Сложности при регистрации возникают, когда до момента подачи заявочных документов была проведена неполноценная проверка обозначения.
Чтобы избежать непредвиденных и сложных ситуаций, оптимальным шагом будет обратиться к специалисту и провести детальную проверку перед подачей заявления.
Регистрация занимает много времени потому что
- ФИПС – это единственный орган, который регистрирует товарные знаки со всей России, знаки иностранных лиц, которые ведут коммерческую деятельность на территории нашей страны, а также знаки, находящиеся в процессе международной регистрации. Региональных отделений у ФИПС нет, поэтому вся нагрузка сосредоточена в Москве на Бережковской набережной, д. 30.
- Экспертиза заявленного обозначения в ФИПС разделена на несколько этапов:
эксперты проверяют соответствие каждого товара и каждой услуги действующей редакции МКТУ (Международный классификатор товаров и услуг, в отношении которых регистрируются товарные знаки);
затем обозначение проходит проверку по базам данных уже сформированных ресурсов (в ФИПС должны удостовериться, что ничего схожего действительно нет и что обозначение уникально).
Все это время можно заниматься предпринимательской деятельностью и под тем брендом, который находится в процессе регистрации.
Законодатель закрепил право использовать обозначение с момента присвоения приоритета. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст.1494 Гражданского кодекса РФ).
Соответственно, использование обозначения, которые находится в процессе регистрации, до полученного на руки свидетельства – уместно и абсолютно законно.