Минтранс дополнил существующие нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте.
В них включили автотранспорт после 2008 года выпуска, а также зимние надбавки к расходу топлива в новых российских регионах - Крыму и городе Севастополе.
Минтранс России своим распоряжением от 14.07.2015 N НА-80-р «О внесении изменений в Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"» изменил нормы расхода ГСМ, утвержденные ранее.
Теперь организации, имеющие на балансе автотранспорт, смогут списывать топливо и смазочные материалы в соответствии с новыми «Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
В эти нормы были добавлены категории транспортных средств, выпущенные после утверждения действующей методики, а именно:
- легковой транспорт производства России и стран СНГ, выпущенный с 2008 года;
- легковой транспорт зарубежного производства, выпущенный с 2008 года;
- автобусы производства России и стран СНГ, выпущенные с 2008 года;
- автобусы зарубежного производства, выпущенные с 2008 года;
- грузовые автомобили производства России и стран СНГ, выпущенные с 2008 года;
- грузовые автомобили зарубежного производства, выпущенные с 2008 года;
- тягачи, выпущенные с 2008 года;
- другие транспортные средства.
В документе приведены практические примеры расчета расхода топлива по нормативам, с учетом всех условий и надбавок.
Для наглядности примеры оформлены устойчивыми формулами.
Кроме того, Минтранс уточнил условия эксплуатации автомобилей, при которых возможно превышение норм расхода ГСМ, а также условия, при которых расход будет снижаться.
Из документа исключены рекомендации сезонного применения разных марок бензина и дизельного топлива в регионах РФ, однако добавлены значения зимних надбавок к нормам расхода топлива, которые необходимо использовать в Крымском федеральном округе и Севастополе.
Приведенные Минтрансом нормы расхода топлива и смазочных материалов предназначены для бухгалтерского учета расходов на топливо на предприятиях и в организациях всех форм собственности.
Для удобства бухгалтеров использовать эти нормы необходимо в соответствии со специальной инструкцией, утвержденной приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153. По этой инструкции, а также в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ расходы на топливо для автотранспортных средств в пределах утвержденных норм подлежат включению в состав материальных затрат организаций в расходах по обычным видам деятельности.
Внесение изменений в нормативы, особенно появление в них новых транспортных средств, является очень важным для всех организаций, которые имеют и используют в своей деятельности автомобильный транспорт.
Ведь расход топлива непосредственно влияет на стоимость перевозки, а значит - увеличивает издержки организации.
Кроме того, списание топлива сверх установленных нормативов может привести предприятие к санкциям со стороны ФНС, так как все, что не укладывается в утвержденные нормы может списываться только за счет прибыли предприятия.
Для предприятий изменились нормы расхода ГСМ
Нормируем расход автомобильного топлива для легковушек
Нормируем расход автомобильного топлива для легковушек
Если у организации есть автомобиль, но автотранспортной она не является, то для целей налогообложения и бухгалтерского учета израсходованных ГСМ каких-либо ограничительных нормативов нет.
Поэтому затраты на ГСМ плательщики налога на прибыль могут списывать исходя из фактического расхода.
Упрощенцы на УСН "доходы минус расходы" списывают расходы на приобретенное топливо на день оплаты поставщику независимо от даты его фактического расходования (списания его в производство) подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Однако их расходы тоже должны быть экономически обоснованы п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ. Поэтому и упрощенцам нужно следить за целевой направленностью расходования автомобильного топлива.
Разрабатываем топливные нормы
1.
Определяем базовую норму
По Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 N АМ-23-р или исходя из данных о расходе топлива, указанных заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль, или на основании самостоятельных контрольных замеров.
2.
Устанавливаем коэффициенты/надбавки
В этом случае также проще ориентироваться на Рекомендации Минтранса.
Если же указанные в них значения повышающих коэффициентов по каким-то причинам не устраивают вашу организацию, можно делать самостоятельные замеры расхода топлива при движении автомобиля в различных условиях.
Наиболее востребованные коэффициенты:
"Городской" - зависит от численности населения в населенном пункте.
При численности свыше 5 млн человек возможно применение коэффициента до 35% включительно. При численности от 1 до 5 млн человек - до 25%;
"Возрастной" - к примеру, для автомобилей старше 5 лет или с пробегом более 100 тыс. км можно применить коэффициент до 5%;
"Зимний" - может составлять от 5 до 20% в зависимости от климатического района.
В Москве и Московской области срок действия зимних надбавок - с 1 ноября по 31 марта (5 месяцев).
Предельный зимний коэффициент - 10%;
коэффициент для кондиционера - до 7%, такой же коэффициент предусмотрен и при использовании системы "климат-контроль";
чрезвычайные погодные коэффициенты - к примеру, при сильном снегопаде и гололедице можно использовать коэффициент до 35%;
коэффициенты за сложность - например, можно применить повышающий коэффициент для поездок с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, опасных грузов, грузов в стекле и т. п.) в диапазоне: 20-40 км/ч - до 15%, со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.
3.
Считаем итоговую (рабочую) норму
Для этого надо взять базовую норму и учесть применяемые коэффициенты.
Если их несколько, то надо их суммировать.
Учтите, что, если базовая норма установлена в организации путем самостоятельных контрольных замеров, применение некоторых повышающих коэффициентов может быть неоправданно.
К примеру, применение возрастного коэффициента, если контрольный замер сделан на конкретном автомобиле в том же году, или зимнего коэффициента, если замер расхода топлива был сделан в зимний период.
Применяем утвержденные нормы в работе.
Нормативный расход ГСМ можно посчитать как произведение рабочей нормы расхода топлива и пробега автомобиля.
Когда реальный расход не превышает установленный в организации норматив - вопросов нет, бухгалтерия учитывает в расходах стоимость израсходованных литров топлива.
Если потрачено незначительно больше, чем рассчитано по нормативу, по решению руководства затраты на израсходованное топливо также могут быть учтены бухгалтерией без каких-либо дополнительных расследований.
Однако если превышение более существенное, имеет смысл разобраться в причинах.
Если топливные расходы в вашей организации стабильно не вписываются в утвержденные нормативы, причем у разных водителей, это повод их пересмотреть.
Если у организации есть автомобиль, но автотранспортной она не является, то для целей налогообложения и бухгалтерского учета израсходованных ГСМ каких-либо ограничительных нормативов нет.
Поэтому затраты на ГСМ плательщики налога на прибыль могут списывать исходя из фактического расхода.
Упрощенцы на УСН "доходы минус расходы" списывают расходы на приобретенное топливо на день оплаты поставщику независимо от даты его фактического расходования (списания его в производство) подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Однако их расходы тоже должны быть экономически обоснованы п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ. Поэтому и упрощенцам нужно следить за целевой направленностью расходования автомобильного топлива.
Разрабатываем топливные нормы
1.
Определяем базовую норму
По Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 N АМ-23-р или исходя из данных о расходе топлива, указанных заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль, или на основании самостоятельных контрольных замеров.
2.
Устанавливаем коэффициенты/надбавки
В этом случае также проще ориентироваться на Рекомендации Минтранса.
Если же указанные в них значения повышающих коэффициентов по каким-то причинам не устраивают вашу организацию, можно делать самостоятельные замеры расхода топлива при движении автомобиля в различных условиях.
Наиболее востребованные коэффициенты:
"Городской" - зависит от численности населения в населенном пункте.
При численности свыше 5 млн человек возможно применение коэффициента до 35% включительно. При численности от 1 до 5 млн человек - до 25%;
"Возрастной" - к примеру, для автомобилей старше 5 лет или с пробегом более 100 тыс. км можно применить коэффициент до 5%;
"Зимний" - может составлять от 5 до 20% в зависимости от климатического района.
В Москве и Московской области срок действия зимних надбавок - с 1 ноября по 31 марта (5 месяцев).
Предельный зимний коэффициент - 10%;
коэффициент для кондиционера - до 7%, такой же коэффициент предусмотрен и при использовании системы "климат-контроль";
чрезвычайные погодные коэффициенты - к примеру, при сильном снегопаде и гололедице можно использовать коэффициент до 35%;
коэффициенты за сложность - например, можно применить повышающий коэффициент для поездок с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, опасных грузов, грузов в стекле и т. п.) в диапазоне: 20-40 км/ч - до 15%, со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.
3.
Считаем итоговую (рабочую) норму
Для этого надо взять базовую норму и учесть применяемые коэффициенты.
Если их несколько, то надо их суммировать.
Учтите, что, если базовая норма установлена в организации путем самостоятельных контрольных замеров, применение некоторых повышающих коэффициентов может быть неоправданно.
К примеру, применение возрастного коэффициента, если контрольный замер сделан на конкретном автомобиле в том же году, или зимнего коэффициента, если замер расхода топлива был сделан в зимний период.
Применяем утвержденные нормы в работе.
Нормативный расход ГСМ можно посчитать как произведение рабочей нормы расхода топлива и пробега автомобиля.
Когда реальный расход не превышает установленный в организации норматив - вопросов нет, бухгалтерия учитывает в расходах стоимость израсходованных литров топлива.
Если потрачено незначительно больше, чем рассчитано по нормативу, по решению руководства затраты на израсходованное топливо также могут быть учтены бухгалтерией без каких-либо дополнительных расследований.
Однако если превышение более существенное, имеет смысл разобраться в причинах.
Если топливные расходы в вашей организации стабильно не вписываются в утвержденные нормативы, причем у разных водителей, это повод их пересмотреть.
Нужно ли нормировать ГСМ в 2017 году
Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы компании и предприниматели при расчете налога на прибыль списывали расходы на горючее по нормам.
Так что такие расходы можно признавать полностью (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Однако при расчете налога на прибыль признают только обоснованные расходы (ст. 252 Налогового кодекса РФ), поэтому на проверке инспекторы затребуют документы, подтверждающие обоснованность затрат.
Например, данные о контрольных замерах расхода топлива.
Сложностей с подтверждением обоснованности не будет, если признавать расходы на горючку в налоговом учете по нормам.
Возьмите их из распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.
За счет повышения надбавок они стали выгоднее.
Можно разработать и свои нормы, утвердив их в приказе.
Сделайте это с учетом марки, технических характеристик и условий эксплуатации каждой машины, которая есть у компании.
Превышать в налоговом учете свои нормы тоже опасно.
Если налоговики снимут сверхлимитные расходы, отменить доначисления не получится даже в суде.
В налоговом учете расходы на ГСМ списывают как материальные или прочие.
Все зависит от цели использования транспорта.
Так, если транспорт используют для перевозки грузов, расход бензина, газа или солярки включите в материальные расходы.
Если же транспорт используют в служебных целях, стоимость топлива списывают на прочие расходы
Чтобы списать больше расходов на ГСМ, можно установить в приказе надбавки к базовым нормам.
Выгоднее использовать сразу несколько коэффициентов, так как они суммируются.
Минтранс повысил коэффициенты для городов-миллионников.
Теперь максимальный размер надбавки увеличился с 25 до 35 процентов.
И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек.
В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.
По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р).
Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д.
Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода топлива на 5 процентов.
Единственное условие для применения этой надбавки – наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.
Срок использования и пробег.
В приказе пропишите коэффициент в размере до 5 процентов для машин, которые проехали более 100 000 км или находятся в эксплуатации более пяти лет.
И до 10 процентов – для транспорта, который используется более восьми лет или общий пробег составляет свыше 150 000 км.
Раньше эти повышающие коэффициенты можно было применять при одновременном выполнении двух критериев, связанных с пробегом и сроком эксплуатации. Минтранс России позволил применять эти надбавки при выполнении хотя бы одного из двух условий.
То есть либо пробег должен быть более 100 000 км, либо срок использования должен быть более пяти лет.
Технологический транспорт.
Для такого транспорта можно установить в приказе новую выгодную надбавку.
Речь идет о технике, которая перемещается в основном не по дорогам, а по производственным помещениям, промышленным площадкам, горным выработкам.
К таким машинам относятся экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Для технологического транспорта максимальная надбавка выросла с 10 до 20 процентов.
Когда использовать повышенные надбавки
1. Зимнее время года. В зимнее время года автомобиль использует больше топлива, поэтому и нормы для его расчета увеличиваются от 5 до 20%. Для каждого региона Российской Федерации действует свой процент надбавки и определенное время ее действия (все это можно найти в прописанных нормах).
2. Работа машины в горной местности: надбавка составляет от 5 до 20% (в зависимости от положения местности касательно уровня моря).
3. Особенности городских дорог: надбавка составляет от 5 до 25% (в зависимости от количества жителей, проживающих в том или ином городе РФ).
4. Для городского транспорта надбавка также составляет от 5 до 25%.
Кроме этого, чем больше лет авто находится в эксплуатации, тем больше надбавка применяется для проведения расчета нормы расхода топлива. Так, если пробег машины составляет более 100 тыс. км, а срок эксплуатации машины составляет более пяти лет, норму расхода топлива можно увеличивать на 5%.
Как применять надбавки
Для расчета нормы топлива предусмотрены различные надбавки.
Например, для машин с кондиционером, за работу в зимнее время (распоряжение Минтранса № АМ-23-р). Компании, которые применяют сразу несколько надбавок, иногда перемножают их между собой.
Но их надо складывать.
Иначе вы завысите расходы и занизите налог на прибыль.
Есть также надбавки, которые нельзя применять одновременно.
Например, зимнюю надбавку нельзя прибавить к коэффициенту, который действует для машин с кондиционером (п. 5 Методических рекомендаций из распоряжения Минтранса № АМ-23-р).
Так что такие расходы можно признавать полностью (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Однако при расчете налога на прибыль признают только обоснованные расходы (ст. 252 Налогового кодекса РФ), поэтому на проверке инспекторы затребуют документы, подтверждающие обоснованность затрат.
Например, данные о контрольных замерах расхода топлива.
Сложностей с подтверждением обоснованности не будет, если признавать расходы на горючку в налоговом учете по нормам.
Возьмите их из распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.
За счет повышения надбавок они стали выгоднее.
Можно разработать и свои нормы, утвердив их в приказе.
Сделайте это с учетом марки, технических характеристик и условий эксплуатации каждой машины, которая есть у компании.
Превышать в налоговом учете свои нормы тоже опасно.
Если налоговики снимут сверхлимитные расходы, отменить доначисления не получится даже в суде.
В налоговом учете расходы на ГСМ списывают как материальные или прочие.
Все зависит от цели использования транспорта.
Так, если транспорт используют для перевозки грузов, расход бензина, газа или солярки включите в материальные расходы.
Если же транспорт используют в служебных целях, стоимость топлива списывают на прочие расходы
Чтобы списать больше расходов на ГСМ, можно установить в приказе надбавки к базовым нормам.
Выгоднее использовать сразу несколько коэффициентов, так как они суммируются.
Минтранс повысил коэффициенты для городов-миллионников.
Теперь максимальный размер надбавки увеличился с 25 до 35 процентов.
И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек.
В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.
По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р).
Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д.
Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода топлива на 5 процентов.
Единственное условие для применения этой надбавки – наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.
Срок использования и пробег.
В приказе пропишите коэффициент в размере до 5 процентов для машин, которые проехали более 100 000 км или находятся в эксплуатации более пяти лет.
И до 10 процентов – для транспорта, который используется более восьми лет или общий пробег составляет свыше 150 000 км.
Раньше эти повышающие коэффициенты можно было применять при одновременном выполнении двух критериев, связанных с пробегом и сроком эксплуатации. Минтранс России позволил применять эти надбавки при выполнении хотя бы одного из двух условий.
То есть либо пробег должен быть более 100 000 км, либо срок использования должен быть более пяти лет.
Технологический транспорт.
Для такого транспорта можно установить в приказе новую выгодную надбавку.
Речь идет о технике, которая перемещается в основном не по дорогам, а по производственным помещениям, промышленным площадкам, горным выработкам.
К таким машинам относятся экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Для технологического транспорта максимальная надбавка выросла с 10 до 20 процентов.
Когда использовать повышенные надбавки
1. Зимнее время года. В зимнее время года автомобиль использует больше топлива, поэтому и нормы для его расчета увеличиваются от 5 до 20%. Для каждого региона Российской Федерации действует свой процент надбавки и определенное время ее действия (все это можно найти в прописанных нормах).
2. Работа машины в горной местности: надбавка составляет от 5 до 20% (в зависимости от положения местности касательно уровня моря).
3. Особенности городских дорог: надбавка составляет от 5 до 25% (в зависимости от количества жителей, проживающих в том или ином городе РФ).
4. Для городского транспорта надбавка также составляет от 5 до 25%.
Кроме этого, чем больше лет авто находится в эксплуатации, тем больше надбавка применяется для проведения расчета нормы расхода топлива. Так, если пробег машины составляет более 100 тыс. км, а срок эксплуатации машины составляет более пяти лет, норму расхода топлива можно увеличивать на 5%.
Как применять надбавки
Для расчета нормы топлива предусмотрены различные надбавки.
Например, для машин с кондиционером, за работу в зимнее время (распоряжение Минтранса № АМ-23-р). Компании, которые применяют сразу несколько надбавок, иногда перемножают их между собой.
Но их надо складывать.
Иначе вы завысите расходы и занизите налог на прибыль.
Есть также надбавки, которые нельзя применять одновременно.
Например, зимнюю надбавку нельзя прибавить к коэффициенту, который действует для машин с кондиционером (п. 5 Методических рекомендаций из распоряжения Минтранса № АМ-23-р).
Re: Для предприятий изменились нормы расхода ГСМ
При использовании автомобиля в служебных целях организация не вправе отнести на расходы по налогу на прибыль затраты на износ, ГСМ и ремонт
Минфин России разъяснил, что в компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях организация не вправе включить затраты, возникающие в процессе эксплуатации автомобиля, такие как износ, горюче-смазочные материалы, ремонт и другие расходы.
В данном случае компенсация ограничивается нормами, установленными Правительством РФ в 2002 году (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 апреля 2017 г. № 03-03-06/1/21050).
При исчислении прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса.
При этом в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса).
В частности, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей работников нормативно установлены (Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. № 92).
В соответствии с ними компенсация в отношении легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2 тыс. куб. см включительно составляет 1,2 тыс. руб. в месяц, свыше 2 тыс. куб. см – 1500 руб.
В отношении мотоциклов 600 руб.
Таким образом, налогоплательщик вправе учесть в расходах для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций компенсацию работнику за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля только в пределах установленных норм, а также при условии их экономической оправданности и документальной подтвержденности (ст. 252 НК РФ).
Финансисты также обратили внимание на то, что в размерах установленных законодательством компенсаций учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей. Следовательно повторно включить затраты на износ, горюче-смазочные материалы, ремонт и другие расходы в компенсацию не удастся
Минфин России разъяснил, что в компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях организация не вправе включить затраты, возникающие в процессе эксплуатации автомобиля, такие как износ, горюче-смазочные материалы, ремонт и другие расходы.
В данном случае компенсация ограничивается нормами, установленными Правительством РФ в 2002 году (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 апреля 2017 г. № 03-03-06/1/21050).
При исчислении прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса.
При этом в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса).
В частности, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей работников нормативно установлены (Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. № 92).
В соответствии с ними компенсация в отношении легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2 тыс. куб. см включительно составляет 1,2 тыс. руб. в месяц, свыше 2 тыс. куб. см – 1500 руб.
В отношении мотоциклов 600 руб.
Таким образом, налогоплательщик вправе учесть в расходах для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций компенсацию работнику за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля только в пределах установленных норм, а также при условии их экономической оправданности и документальной подтвержденности (ст. 252 НК РФ).
Финансисты также обратили внимание на то, что в размерах установленных законодательством компенсаций учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей. Следовательно повторно включить затраты на износ, горюче-смазочные материалы, ремонт и другие расходы в компенсацию не удастся
Re: Для предприятий изменились нормы расхода ГСМ
нa мoй взгляд этo oчeнь интeрeснaя тeмa. Прeдлaгaю всeм aктивнee принять учaстиe в oбсуждeнии.