ККТ с онлайн-передачей данных вводятся с 1 января 2016 года
ФНС представила проект закона, который вносит коррективы в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
На Едином портале размещения информации ФНС представила законопроект, который предусматривает переход к использованию ККТ с функцией передачи данных в онлайн-режиме. ККТ, которые организации и ИП будут регистрировать в инспекции с 1 января 2016 года, должны поддерживать такую функцию.
Срок эксплуатации ККТ увеличился
По мнению ФНС, передача данных о расчетах в онлайн-режиме позволит создать автоматизированную систему контроля применения ККТ и полноты учета выручки, что позволит выявлять правонарушения и проводить «точечные» результативные проверки.
ККТ с онлайн-передачей данных
Каждый чек станет электронным
Каждый чек станет электронным
Проект поправок в закон о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) Минфин опубликовал для общественного обсуждения 9 июня.
Кассовые аппараты, по документу, должны накапливать и передавать фискальные данные в налоговые органы онлайн (через уполномоченного оператора).
Каждая касса, установленная с 2016 года, будет обязана «уметь» делать и бумажные, и электронные чеки, а все сведения предлагается хранить в централизованной базе данных.
На бизнес будет возложена обязанность не только выдать чек покупателю, как раньше, но и направить его в налоговые органы в электронном виде, а также переслать покупателю, если он об этом попросит.
Закон может вступить в силу с 1 января 2016 года.
Старую кассовую технику можно будет использовать до окончания срока ее действия, но не дольше семи лет с момента регистрации, говорится в законопроекте.
Передача данных позволит создать автоматизированную систему контроля и защитить права покупателей, отмечает Минфин в пояснительной записке: электронные документы будут доступны в любой момент, что выгодно отличает их от бумажных чеков, которые могут быть безвозвратно утрачены.
Эксперимент по использованию кассовой техники нового вида правительство провело с августа 2014 года по январь 2015 года.
Кассы опробовал крупный торговый бизнес в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане.
В Москве, по данным московского отделения ФНС, новые кассы опробовали такие магазины, как «Метро Кэш энд Керри», «Азбука вкуса», «Дикси», «Перекресток», «М.Видео» и другие. Уполномоченным оператором, передающим сведения, назначен Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС.
Проект поправок в закон о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) Минфин опубликовал для общественного обсуждения 9 июня.
Кассовые аппараты, по документу, должны накапливать и передавать фискальные данные в налоговые органы онлайн (через уполномоченного оператора).
Каждая касса, установленная с 2016 года, будет обязана «уметь» делать и бумажные, и электронные чеки, а все сведения предлагается хранить в централизованной базе данных.
На бизнес будет возложена обязанность не только выдать чек покупателю, как раньше, но и направить его в налоговые органы в электронном виде, а также переслать покупателю, если он об этом попросит.
Закон может вступить в силу с 1 января 2016 года.
Старую кассовую технику можно будет использовать до окончания срока ее действия, но не дольше семи лет с момента регистрации, говорится в законопроекте.
Передача данных позволит создать автоматизированную систему контроля и защитить права покупателей, отмечает Минфин в пояснительной записке: электронные документы будут доступны в любой момент, что выгодно отличает их от бумажных чеков, которые могут быть безвозвратно утрачены.
Эксперимент по использованию кассовой техники нового вида правительство провело с августа 2014 года по январь 2015 года.
Кассы опробовал крупный торговый бизнес в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане.
В Москве, по данным московского отделения ФНС, новые кассы опробовали такие магазины, как «Метро Кэш энд Керри», «Азбука вкуса», «Дикси», «Перекресток», «М.Видео» и другие. Уполномоченным оператором, передающим сведения, назначен Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС.
О НОВОМ ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ В 2016 ГОДУ
О НОВОМ ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ В 2016 ГОДУ
С февраля 2017 года налоговые органы перестанут регистрировать кассы старого образца, а с 1 июля 2017 года большинство организаций и индивидуальных предпринимателей должны будут перейти на новый порядок применения контрольно-кассовой техники в обязательном порядке.
У предприятий сферы услуг и некоторых других организаций останется год отсрочки.
С февраля 2017 года налоговые органы перестанут регистрировать кассы старого образца, а с 1 июля 2017 года большинство организаций и индивидуальных предпринимателей должны будут перейти на новый порядок применения контрольно-кассовой техники в обязательном порядке.
У предприятий сферы услуг и некоторых других организаций останется год отсрочки.
Re: ККТ с онлайн-передачей данных
Онлайн кассы: формы № КМ-1 - № КМ-9 не обязательны к применению
ФНС России уточнила свою точку зрения о применении унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно - кассовых машин, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 (формы № КМ-1 - № КМ-9).
Налоговая служба считает, что организациям и предпринимателям, перешедшим на новый порядок применения ККТ, применять эти формы не обязательно.
Письмо
Федеральной налоговой службы
№ЕД-4-20/18059@ от 26.09.2016
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
Федеральная налоговая служба направляет разъяснения Министерства финансов Российской Федерации о применении форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на новый порядок применения контрольно-кассовой техники, предусмотренный Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Прошу довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Письмо Минфина России от 16 сентября 2016 г. № 03-01-15/54413
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.В.ЕГОРОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2016 г. N 03-01-15/54413
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения постановления Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" (далее - постановление) и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из Федерального закона N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Учитывая, что постановление не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ, то оно не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, и, следовательно, не подлежит обязательному применению.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
ФНС России уточнила свою точку зрения о применении унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно - кассовых машин, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 (формы № КМ-1 - № КМ-9).
Налоговая служба считает, что организациям и предпринимателям, перешедшим на новый порядок применения ККТ, применять эти формы не обязательно.
Письмо
Федеральной налоговой службы
№ЕД-4-20/18059@ от 26.09.2016
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
Федеральная налоговая служба направляет разъяснения Министерства финансов Российской Федерации о применении форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на новый порядок применения контрольно-кассовой техники, предусмотренный Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Прошу довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Письмо Минфина России от 16 сентября 2016 г. № 03-01-15/54413
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.В.ЕГОРОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2016 г. N 03-01-15/54413
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения постановления Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" (далее - постановление) и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из Федерального закона N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Учитывая, что постановление не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ, то оно не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, и, следовательно, не подлежит обязательному применению.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
Зарегистрированы две модели онлайн касс
С 01.02.2017 в соответствии с новой редакцией Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ организации и предприниматели обязаны будут передавать фискальные данные в налоговые органы в электронной форме, применяя онлайн кассы с фискальными накопителями.
В связи с этим ФНС России включила в реестр ККТ сведения о моделях ККТ "ШТРИХ-ON-LINE" (изготовитель АО "ШТРИХ-М") и "АТОЛ FPrint-22ПТК" (изготовитель ООО "АТОЛ").
Приказ
Федеральной налоговой службы
№ЕД-7-20/467@ от 31.08.2016
О ВКЛЮЧЕНИИ В РЕЕСТР КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ СВЕДЕНИЙ О МОДЕЛЯХ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") приказываю:
включить в реестр контрольно-кассовой техники сведения о моделях контрольно-кассовой техники "ШТРИХ-ON-LINE" и "АТОЛ FPrint-22ПТК", согласно приложению к настоящему приказу.
ПРИЛОЖЕНИЕ к приказу ФНС России от 31 августа 2016 г. N ЕД-7-20/467@
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Д.В.ЕГОРОВ
В связи с этим ФНС России включила в реестр ККТ сведения о моделях ККТ "ШТРИХ-ON-LINE" (изготовитель АО "ШТРИХ-М") и "АТОЛ FPrint-22ПТК" (изготовитель ООО "АТОЛ").
Приказ
Федеральной налоговой службы
№ЕД-7-20/467@ от 31.08.2016
О ВКЛЮЧЕНИИ В РЕЕСТР КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ СВЕДЕНИЙ О МОДЕЛЯХ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") приказываю:
включить в реестр контрольно-кассовой техники сведения о моделях контрольно-кассовой техники "ШТРИХ-ON-LINE" и "АТОЛ FPrint-22ПТК", согласно приложению к настоящему приказу.
ПРИЛОЖЕНИЕ к приказу ФНС России от 31 августа 2016 г. N ЕД-7-20/467@
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Д.В.ЕГОРОВ
Применение ККТ при интернет-торговле
В последнее время все большую популярность приобретает такой способ продажи, при котором клиент рассчитывается за товар или услугу непосредственно на сайте поставщика.
Специфика подобных взаиморасчетов в том, что деньги списываются с карты покупателя без какого-либо участия продавца.
До сих пор не было полной ясности о том, нужно ли при интернет-торговле использовать контрольно-кассовую технику.
В ранее действовавшей редакции Закона о применении ККТ об этом ничего не говорилось. Чиновники ФНС России считали, что такая обязанность существует (письмо от 31.12.13 № ЕД-4-2/23721).
В новой редакции Закона появилось понятие «расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»».
Под ними подразумеваются расчеты, исключающие возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом.
При таких расчетах применяются подключенные к интернету устройства, дающие возможность дистанционного взаимодействия покупателя с продавцом.
Законодатели четко обозначили, что ККТ нужно применять не только при наличных расчетах, но и при расчетах посредством электронных средств платежа.
В этом случае можно приобрести специальную кассу, предназначенную только для интернет-расчетов.
Такой кассовый аппарат, в отличие от обычного, не снабжен принтером для печати чеков.
Исключение сделано для ситуаций, когда интернет-расчеты происходят между двумя компаниями, двумя предпринимателями, либо между компанией и ИП.
В этих случаях использовать контрольно-кассовую технику для интернет-торговли не надо.
Специфика подобных взаиморасчетов в том, что деньги списываются с карты покупателя без какого-либо участия продавца.
До сих пор не было полной ясности о том, нужно ли при интернет-торговле использовать контрольно-кассовую технику.
В ранее действовавшей редакции Закона о применении ККТ об этом ничего не говорилось. Чиновники ФНС России считали, что такая обязанность существует (письмо от 31.12.13 № ЕД-4-2/23721).
В новой редакции Закона появилось понятие «расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»».
Под ними подразумеваются расчеты, исключающие возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом.
При таких расчетах применяются подключенные к интернету устройства, дающие возможность дистанционного взаимодействия покупателя с продавцом.
Законодатели четко обозначили, что ККТ нужно применять не только при наличных расчетах, но и при расчетах посредством электронных средств платежа.
В этом случае можно приобрести специальную кассу, предназначенную только для интернет-расчетов.
Такой кассовый аппарат, в отличие от обычного, не снабжен принтером для печати чеков.
Исключение сделано для ситуаций, когда интернет-расчеты происходят между двумя компаниями, двумя предпринимателями, либо между компанией и ИП.
В этих случаях использовать контрольно-кассовую технику для интернет-торговли не надо.
Новые требования к контрольно-кассовой технике
Новые требования к контрольно-кассовой технике
ККТ должны уметь формировать кассовые чеки и бланки строгой отчетности, передавать их в электронном виде в налоговые органы, и при необходимости распечатывать на бумаге.
Одним из основных требований к контрольно-кассовой технике станет возможность подключения ее к интернету, по этому их называют онлайн-кассами.
В онлайн-кассах обязательно наличие корпуса с заводским номером, встроенных часов и устройства для печати чеков с двухмерным штрих-кодом.
Онлайн-кассы отличаются от ККТ прежнего образца еще и тем, что они не снабжены ни фискальной памятью, ни ЭКЛЗ.
На смену им придет устройство под названием «фискальный накопитель». Это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, которое хранит и защищает информацию о платежах. Фискальный накопитель находится в опломбированном корпусе и содержит ключи для шифрования данных, пересылаемых налоговикам.
Как и раньше, продавцы смогут использовать только кассовую технику, включенную в специальный реестр.
В дополнение к этому появится отдельный реестр для фискальных накопителей.
Перед началом эксплуатации онлайн-кассу необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции, а при замене фискального накопителя перерегистрировать.
Регистрация и перерегистрация онлайн-кассы не требует обязательного визита в ИФНС.
Пройти эти процедуры можно в онлайн-режиме, направив по интернету заявление, подписанное электронной подписью.
Если для регистрации ККТ старого образца необходим договор с центром технического обслуживания (ЦТО), то для регистрации онлайн-кассы такой договор не нужен.
При переходе на онлайн-кассу торговец при желании может отказаться от услуг ЦТО.
Зарегистрировать в инспекции ККТ старого образца можно будет по 31 января 2017 года включительно.
С 1 февраля 2017 года, налоговики станут регистрировать только онлайн-кассы.
Применять уже зарегистрированную «старую» кассовую технику разрешено по 30 июня 2017 года. После 30 июня 2017 года все продавцы будут обязаны использовать ККТ только нового
образца.
Некоторые «старые» модели ККТ можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель, что позволит использовать их как онлайн-кассы.
ККТ должны уметь формировать кассовые чеки и бланки строгой отчетности, передавать их в электронном виде в налоговые органы, и при необходимости распечатывать на бумаге.
Одним из основных требований к контрольно-кассовой технике станет возможность подключения ее к интернету, по этому их называют онлайн-кассами.
В онлайн-кассах обязательно наличие корпуса с заводским номером, встроенных часов и устройства для печати чеков с двухмерным штрих-кодом.
Онлайн-кассы отличаются от ККТ прежнего образца еще и тем, что они не снабжены ни фискальной памятью, ни ЭКЛЗ.
На смену им придет устройство под названием «фискальный накопитель». Это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, которое хранит и защищает информацию о платежах. Фискальный накопитель находится в опломбированном корпусе и содержит ключи для шифрования данных, пересылаемых налоговикам.
Как и раньше, продавцы смогут использовать только кассовую технику, включенную в специальный реестр.
В дополнение к этому появится отдельный реестр для фискальных накопителей.
Перед началом эксплуатации онлайн-кассу необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции, а при замене фискального накопителя перерегистрировать.
Регистрация и перерегистрация онлайн-кассы не требует обязательного визита в ИФНС.
Пройти эти процедуры можно в онлайн-режиме, направив по интернету заявление, подписанное электронной подписью.
Если для регистрации ККТ старого образца необходим договор с центром технического обслуживания (ЦТО), то для регистрации онлайн-кассы такой договор не нужен.
При переходе на онлайн-кассу торговец при желании может отказаться от услуг ЦТО.
Зарегистрировать в инспекции ККТ старого образца можно будет по 31 января 2017 года включительно.
С 1 февраля 2017 года, налоговики станут регистрировать только онлайн-кассы.
Применять уже зарегистрированную «старую» кассовую технику разрешено по 30 июня 2017 года. После 30 июня 2017 года все продавцы будут обязаны использовать ККТ только нового
образца.
Некоторые «старые» модели ККТ можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель, что позволит использовать их как онлайн-кассы.
Умные кассы отменят документацию первичного учета
Минфин России разрешил торгующим организациям и индивидуальным предпринимателям, которые применяют кассовую технику нового поколения, отказаться от некоторых форм первичной документации по учету торговых операций.
Перечень документов, которые можно больше не использовать, чиновники привели в письме.
Минфин России письмом от 16 сентября 2016 г. № 03-01-15/54413
"О применении постановления Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132"
ответил на обращение Федеральной налоговой службы России о применении форм документов первичного учета кассовых операций в торговле, в случае перехода организации или ИП на новые кассовые аппараты, передающие информацию в режиме онлайн.
Чиновники считают, что в этой ситуации бумажные формы учета кассовых операций налогоплательщику не нужны.
Формы первичной учетной документации по учету торговых операций, применяемые для кассового учета, были утверждены еще постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Они используются налогоплательщиками до сих пор и в их число входят такие учетные документы, как: Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4),
Справка-отчет кассира-операциониста (форма КМ-6).
Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККМ (форма КМ-1).
Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма КМ-2).
Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма КМ-3).
Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации (форма КМ-7), другие учетные формы.
Если торгующая организация начала использовать в работе кассовую технику нового образца, которая будет онлайн-режиме передавать сведения о выручке через оператора фискальных данных непосредственно в ФНС России, она может больше не вести вышеперечисленные документы.
В Минфине считают, что в этом больше нет необходимости, поскольку все данные не только сохраняются в памяти ККТ, но и могут быть в любой момент распечатаны.
Кроме того, чиновники разъяснили, что постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ.
Поэтому, этот документ сам по себе не устанавливает никаких требований, не регулирует порядок применения ККТ и не подлежит обязательному применению.
Исходя из этих разъяснений, приведенные в постановлении учетные формы могут не использовать и все прочие торговые точки, еще не оснащенные "умными кассами".
Минфин России также напомнил, что окончательный переход на кассовую технику нового поколения должен быть осуществлен до 1 февраля 2017 года.
С этой даты ФНС перестанет регистрировать новые и перерегистрировать старые ККТ, которые не обеспечивают передачу электронной информации оператору фискальных данных по каждому кассовому чеку или бланку строгой отчетности, содержащим фискальные признаки.
С 1 июля 2018 года обязанность применять кассовую технику нового поколения возникнет даже у тех индивидуальных предпринимателей, которые сейчас освобождены от обязанности иметь кассовый аппарат в связи с применением льготных режимов налогообложения.
Такая обязанность определена статьей 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ.
На приобретение кассовых аппаратов и необходимого программного обеспечения к ним чиновники обещали предпринимателям налоговый вычет в сумме до 18 тысяч рублей.
Перечень документов, которые можно больше не использовать, чиновники привели в письме.
Минфин России письмом от 16 сентября 2016 г. № 03-01-15/54413
"О применении постановления Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132"
ответил на обращение Федеральной налоговой службы России о применении форм документов первичного учета кассовых операций в торговле, в случае перехода организации или ИП на новые кассовые аппараты, передающие информацию в режиме онлайн.
Чиновники считают, что в этой ситуации бумажные формы учета кассовых операций налогоплательщику не нужны.
Формы первичной учетной документации по учету торговых операций, применяемые для кассового учета, были утверждены еще постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Они используются налогоплательщиками до сих пор и в их число входят такие учетные документы, как: Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4),
Справка-отчет кассира-операциониста (форма КМ-6).
Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККМ (форма КМ-1).
Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма КМ-2).
Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма КМ-3).
Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации (форма КМ-7), другие учетные формы.
Если торгующая организация начала использовать в работе кассовую технику нового образца, которая будет онлайн-режиме передавать сведения о выручке через оператора фискальных данных непосредственно в ФНС России, она может больше не вести вышеперечисленные документы.
В Минфине считают, что в этом больше нет необходимости, поскольку все данные не только сохраняются в памяти ККТ, но и могут быть в любой момент распечатаны.
Кроме того, чиновники разъяснили, что постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ.
Поэтому, этот документ сам по себе не устанавливает никаких требований, не регулирует порядок применения ККТ и не подлежит обязательному применению.
Исходя из этих разъяснений, приведенные в постановлении учетные формы могут не использовать и все прочие торговые точки, еще не оснащенные "умными кассами".
Минфин России также напомнил, что окончательный переход на кассовую технику нового поколения должен быть осуществлен до 1 февраля 2017 года.
С этой даты ФНС перестанет регистрировать новые и перерегистрировать старые ККТ, которые не обеспечивают передачу электронной информации оператору фискальных данных по каждому кассовому чеку или бланку строгой отчетности, содержащим фискальные признаки.
С 1 июля 2018 года обязанность применять кассовую технику нового поколения возникнет даже у тех индивидуальных предпринимателей, которые сейчас освобождены от обязанности иметь кассовый аппарат в связи с применением льготных режимов налогообложения.
Такая обязанность определена статьей 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ.
На приобретение кассовых аппаратов и необходимого программного обеспечения к ним чиновники обещали предпринимателям налоговый вычет в сумме до 18 тысяч рублей.
Как применять кассовую технику при различных способах оплаты
Оплата через POS-терминал (эквайринг)
Сегодня большинство поставщиков дают возможность клиенту расплатиться за товар, работу или услугу банковской картой.
Такой способ расчетов называют эквайрингом.
Оплата при эквайринге происходит посредством электронного устройства (POS-терминала), установленного в магазине, в офисе или на складе продавца.
POS-терминал считывает данные с карты клиента, после чего нужная сумма списывается, а затем зачисляется на счет поставщика.
Продавцы, принимающие к оплате банковские карты, по-прежнему должны пробивать чеки, но данная обязанность сформулирована теперь более широко.
Так, согласно пункту 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется при расчетах.
Под расчетами, в числе прочего, подразумевается прием и выдача денег с использованием электронных средств платежа (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
А платежные карты — это один из видов технических устройств, применяемых при электронных средствах платежа (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).
Таким образом, в законе предусмотрено, что ККТ необходима при расчетах любым способом, в том числе и платежной картой.
Если клиент расплатился при помощи карты, продавец обязан выдать ему не один, а два чека. Первый — это обычный кассовый чек, который выглядит точно так же, как если бы покупатель заплатил наличными.
Второй — это чек кассового терминала (слип).
В нем должны быть указаны все необходимые реквизиты, в частности, идентификатор электронного терминала, дата, сумма, валюта операции и проч.
Плюс к этому в слипе необходимо поставить подпись кассира.
Подпись клиента нужна только в случае, когда он не вводит PIN-код своей карты (п. 3.3 положения Центробанка от 24.12.04 № 266-П*).
Сегодня большинство поставщиков дают возможность клиенту расплатиться за товар, работу или услугу банковской картой.
Такой способ расчетов называют эквайрингом.
Оплата при эквайринге происходит посредством электронного устройства (POS-терминала), установленного в магазине, в офисе или на складе продавца.
POS-терминал считывает данные с карты клиента, после чего нужная сумма списывается, а затем зачисляется на счет поставщика.
Продавцы, принимающие к оплате банковские карты, по-прежнему должны пробивать чеки, но данная обязанность сформулирована теперь более широко.
Так, согласно пункту 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется при расчетах.
Под расчетами, в числе прочего, подразумевается прием и выдача денег с использованием электронных средств платежа (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
А платежные карты — это один из видов технических устройств, применяемых при электронных средствах платежа (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).
Таким образом, в законе предусмотрено, что ККТ необходима при расчетах любым способом, в том числе и платежной картой.
Если клиент расплатился при помощи карты, продавец обязан выдать ему не один, а два чека. Первый — это обычный кассовый чек, который выглядит точно так же, как если бы покупатель заплатил наличными.
Второй — это чек кассового терминала (слип).
В нем должны быть указаны все необходимые реквизиты, в частности, идентификатор электронного терминала, дата, сумма, валюта операции и проч.
Плюс к этому в слипе необходимо поставить подпись кассира.
Подпись клиента нужна только в случае, когда он не вводит PIN-код своей карты (п. 3.3 положения Центробанка от 24.12.04 № 266-П*).
Оплата на сайте поставщика (интернет-эквайринг)
Оплата на сайте поставщика (интернет-эквайринг)
Часто клиенту, желающему оплатить товар, работу или услугу, не нужно ехать в магазин или офис продаж.
Покупатель может рассчитаться непосредственно на сайте поставщика.
Для этого нужно заполнить специальную защищенную форму оплаты, указать информацию о своей карте, после чего с нее спишется необходимая сумма.
Такой вариант называют интернет-эквайрингом.
Также можно расплатиться при помощи электронного кошелька (Webmoney, Яндекс.Деньги и проч.).
Согласно действующей редакции Закона № 54-ФЗ, интернет-торговцу необходимо подключить онлайн-кассу и выписывать чеки.
Но не на бумаге, а в электронной форме.
Формирование чека происходит автоматически после того, как продавец получает разрешение от банка-эмитента карты, то есть когда авторизация держателя карты прошла успешно. При оплате посредством электронного кошелька чек формируется в тот момент, когда продавцу поступает сообщение с параметрами платежа, свидетельствующими о положительном результате оплаты.
Электронный чек нужно направить на номер телефона либо на электронную почту, указанную покупателем (п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Затем электронный чек передается на сервер налоговиков через фискальный накопитель и оператора фискальных данных (ОФД).
Если поставщик занимается не только интернет-продажами, но еще торгует через обычный магазин, ему нужно использовать два кассовых аппарата.
Первый предназначен исключительно для интернет-торговли, и ему не обязательно иметь устройство, печатающее чеки.
Второй предназначен для «обычной» торговли и снабжен принтером для печатания чеков. Использовать единый кассовый аппарат для обоих видов торговли нельзя.
Дело в том, что при регистрации в ИФНС нужно указать только один адрес: либо почтовый адрес магазина, либо электронный адрес сайта.
Зарегистрировать одну ККМ по двум адресам невозможно»).
Осуществлять интернет-торговлю по «старым» правилам, то есть без онлайн-касс и электронных чеков, можно до 30 июня 2017 года включительно.
Начиная с 1 июля все компании и предприниматели, принимающие оплату через свои сайты, обязаны выполнить указанные выше требования.
Часто клиенту, желающему оплатить товар, работу или услугу, не нужно ехать в магазин или офис продаж.
Покупатель может рассчитаться непосредственно на сайте поставщика.
Для этого нужно заполнить специальную защищенную форму оплаты, указать информацию о своей карте, после чего с нее спишется необходимая сумма.
Такой вариант называют интернет-эквайрингом.
Также можно расплатиться при помощи электронного кошелька (Webmoney, Яндекс.Деньги и проч.).
Согласно действующей редакции Закона № 54-ФЗ, интернет-торговцу необходимо подключить онлайн-кассу и выписывать чеки.
Но не на бумаге, а в электронной форме.
Формирование чека происходит автоматически после того, как продавец получает разрешение от банка-эмитента карты, то есть когда авторизация держателя карты прошла успешно. При оплате посредством электронного кошелька чек формируется в тот момент, когда продавцу поступает сообщение с параметрами платежа, свидетельствующими о положительном результате оплаты.
Электронный чек нужно направить на номер телефона либо на электронную почту, указанную покупателем (п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Затем электронный чек передается на сервер налоговиков через фискальный накопитель и оператора фискальных данных (ОФД).
Если поставщик занимается не только интернет-продажами, но еще торгует через обычный магазин, ему нужно использовать два кассовых аппарата.
Первый предназначен исключительно для интернет-торговли, и ему не обязательно иметь устройство, печатающее чеки.
Второй предназначен для «обычной» торговли и снабжен принтером для печатания чеков. Использовать единый кассовый аппарат для обоих видов торговли нельзя.
Дело в том, что при регистрации в ИФНС нужно указать только один адрес: либо почтовый адрес магазина, либо электронный адрес сайта.
Зарегистрировать одну ККМ по двум адресам невозможно»).
Осуществлять интернет-торговлю по «старым» правилам, то есть без онлайн-касс и электронных чеков, можно до 30 июня 2017 года включительно.
Начиная с 1 июля все компании и предприниматели, принимающие оплату через свои сайты, обязаны выполнить указанные выше требования.