Уточнен порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, созданного с использованием бюджетных целевых средств
Согласно подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ (в ред., действовавшей до 1 января 2014 г.) имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, признается амортизируемым, но амортизации не подлежит.
На практике иногда возникает необходимость определить первоначальную стоимость указанного имущества, например в случае его реконструкции за счет собственных средств.
Это связано с тем, что затраты на реконструкцию (достройку, модернизацию, дооборудование) основных средств увеличивают их первоначальную стоимость в целях налогообложения прибыли (п. 2 ст. 257 НК РФ).
С 1 января 2014 г. уточнен порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Она исчисляется как разница расходов на приобретение, сооружение, доставку и доведение до состояния, в котором объект пригоден для использования (за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ), и затрат, произведенных за счет указанных бюджетных средств.
Налог на прибыль организаций с 2014 года
Амортизация ОС приобретенных за счет бюджетных средств
Уточнен порядок амортизации имущества, приобретенного (созданного) за счет бюджетных средств
С 1 января 2014 г. вступили в силу уточнения, внесенные в подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ: не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Ранее в данной норме говорилось об имуществе, приобретенном (созданном) не "за счет", а "с использованием" указанных средств.
Согласно новому положению первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет целевых бюджетных средств.
С 1 января 2014 г. амортизации подлежит только та часть стоимости основного средства, которая оплачена налогоплательщиком из своих средств.
С 1 января 2014 г. вступили в силу уточнения, внесенные в подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ: не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Ранее в данной норме говорилось об имуществе, приобретенном (созданном) не "за счет", а "с использованием" указанных средств.
Согласно новому положению первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет целевых бюджетных средств.
С 1 января 2014 г. амортизации подлежит только та часть стоимости основного средства, которая оплачена налогоплательщиком из своих средств.
Расходы на рацион питания судов
Расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов не нормируются
С 1 января 2014 г. отменено нормирование расходов на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в целях налога на прибыль.
Соответствующие изменения внесены в подп. 13 п. 1 ст. 264, п. 38 ст. 270 НК РФ.
Ранее такие затраты признавались в пределах норм, установленных Постановлениями Правительства РФ от 07.12.2001 N 861, от 30.07.2009 N 628.
С 1 января 2014 г. отменено нормирование расходов на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в целях налога на прибыль.
Соответствующие изменения внесены в подп. 13 п. 1 ст. 264, п. 38 ст. 270 НК РФ.
Ранее такие затраты признавались в пределах норм, установленных Постановлениями Правительства РФ от 07.12.2001 N 861, от 30.07.2009 N 628.
Расходы на освоение природных ресурсов дополнены
Дополнен перечень расходов на освоение природных ресурсов
Расширен перечень затрат, признаваемых в целях налогообложения прибыли расходами на освоение природных ресурсов.
С 1 января 2014 г. к ним относятся расходы на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин (абз. 1 п. 1 ст. 261 НК РФ).
В силу абз. 3 п. 2 ст. 261 НК РФ эти суммы должны учитываться в базе по налогу на прибыль равномерно в течение 12 месяцев.
Размер затрат на проведение этих работ определяется в порядке, аналогичном принятому для исчисления сумм, использованных для осуществления геолого-поисковых и геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых.
Основанием для расчетов служат акты выполненных работ по договорам с подрядчиками и суммы фактически понесенных затрат, признаваемых расходами на освоение природных ресурсов (абз. 1 п. 3 ст. 325 НК РФ).
Расширен перечень затрат, признаваемых в целях налогообложения прибыли расходами на освоение природных ресурсов.
С 1 января 2014 г. к ним относятся расходы на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин (абз. 1 п. 1 ст. 261 НК РФ).
В силу абз. 3 п. 2 ст. 261 НК РФ эти суммы должны учитываться в базе по налогу на прибыль равномерно в течение 12 месяцев.
Размер затрат на проведение этих работ определяется в порядке, аналогичном принятому для исчисления сумм, использованных для осуществления геолого-поисковых и геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых.
Основанием для расчетов служат акты выполненных работ по договорам с подрядчиками и суммы фактически понесенных затрат, признаваемых расходами на освоение природных ресурсов (абз. 1 п. 3 ст. 325 НК РФ).
Налогообложение кредитных кооперативов и микрофинансовых орг
Установлены особенности налогообложения кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций.
С 1 января 2014 г. в Налоговом кодексе РФ установлены особенности исчисления доходов и расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций (ст. ст. 297.1, 297.2 НК РФ).
Предусмотрено право формирования ими резервов на возможные потери по займам (ст. 297.3 НК РФ).
НК РФ дополнен ст. 297.1, которая регулирует особенности определения доходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций.
Согласно п. 2 ст. 297.1 НК РФ к доходам указанных организаций в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, следующие доходы:
- проценты по займам;
- суммы, полученные по возвращенным займам, убытки от списания которых ранее были учтены в составе расходов;
- суммы, полученные по возвращенным займам, списанным за счет созданных резервов, отчисления на создание которых ранее были учтены в расходах в порядке, установленном в ст. 297.3 НК РФ.
Статья регулирует порядок создания резервов на возможные потери по займам.
Согласно п. 3 ст. 297.1 НК РФ кооперативы и микрофинансовые организации не учитывают в доходах:
- страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика;
- страховые выплаты, полученные по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом).
При этом указанные суммы не признаются доходом в пределах суммы непогашенной задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой за счет указанных страховых выплат.
Статья 297.2 НК РФ устанавливает особенности определения расходов данными налогоплательщиками.
Расходами кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций признаются:
- расходы по гарантиям, поручительствам, которые предоставлены кредитным потребительским кооперативам и микрофинансовым организациям другими организациями и физическими лицами;
- суммы отчислений в резерв на возможные потери по займам;
- страховые взносы по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика кредитного потребительского кооператива или микрофинансовой организации, в которых указанные организации являются выгодоприобретателем, при условии компенсации данных расходов заемщиками.
Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе создавать резервы на возможные потери по займам (п. 1 ст. 297.3 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 297.3 НК РФ суммы отчислений в такие резервы, сформированные в порядке, который устанавливается ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" и Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации теперь не могут вести учет доходов и расходов кассовым методом (п. 1 ст. 273 НК РФ).
С 1 января 2014 г. в Налоговом кодексе РФ установлены особенности исчисления доходов и расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций (ст. ст. 297.1, 297.2 НК РФ).
Предусмотрено право формирования ими резервов на возможные потери по займам (ст. 297.3 НК РФ).
НК РФ дополнен ст. 297.1, которая регулирует особенности определения доходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций.
Согласно п. 2 ст. 297.1 НК РФ к доходам указанных организаций в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, следующие доходы:
- проценты по займам;
- суммы, полученные по возвращенным займам, убытки от списания которых ранее были учтены в составе расходов;
- суммы, полученные по возвращенным займам, списанным за счет созданных резервов, отчисления на создание которых ранее были учтены в расходах в порядке, установленном в ст. 297.3 НК РФ.
Статья регулирует порядок создания резервов на возможные потери по займам.
Согласно п. 3 ст. 297.1 НК РФ кооперативы и микрофинансовые организации не учитывают в доходах:
- страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика;
- страховые выплаты, полученные по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом).
При этом указанные суммы не признаются доходом в пределах суммы непогашенной задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой за счет указанных страховых выплат.
Статья 297.2 НК РФ устанавливает особенности определения расходов данными налогоплательщиками.
Расходами кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций признаются:
- расходы по гарантиям, поручительствам, которые предоставлены кредитным потребительским кооперативам и микрофинансовым организациям другими организациями и физическими лицами;
- суммы отчислений в резерв на возможные потери по займам;
- страховые взносы по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика кредитного потребительского кооператива или микрофинансовой организации, в которых указанные организации являются выгодоприобретателем, при условии компенсации данных расходов заемщиками.
Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе создавать резервы на возможные потери по займам (п. 1 ст. 297.3 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 297.3 НК РФ суммы отчислений в такие резервы, сформированные в порядке, который устанавливается ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" и Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации теперь не могут вести учет доходов и расходов кассовым методом (п. 1 ст. 273 НК РФ).
Перечень ценных бумаг учитываемых на специальных счетах депо
Скорректирован перечень ценных бумаг, учитываемых на специальных счетах депо, при выплате дохода по которым иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, депозитарий признается налоговым агентом.
С 1 января 2014 г. Законом N 306-ФЗ скорректирован перечень ценных бумаг, учитываемых на специальных счетах депо, которые открыты депозитарием иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц.
В данный перечень включены (абз. 10 - 15 п. 1 ст. 310, п. 1 ст. 310.1 НК РФ):
- государственные ценные бумаги РФ с обязательным централизованным хранением;
- государственные ценные бумаги субъектов РФ с обязательным централизованным хранением;
- муниципальные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением;
- выпущенные российскими организациями эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, государственная регистрация выпуска которых или присвоение ему идентификационного номера осуществлены после 1 января 2012 г.;
- иные эмиссионные ценные бумаги, выпущенные российскими организациями (за исключением эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, государственная регистрация выпуска которых или присвоение ему идентификационного номера осуществлены до 1 января 2012 г.).
С 1 января 2014 г. Законом N 306-ФЗ скорректирован перечень ценных бумаг, учитываемых на специальных счетах депо, которые открыты депозитарием иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц.
В данный перечень включены (абз. 10 - 15 п. 1 ст. 310, п. 1 ст. 310.1 НК РФ):
- государственные ценные бумаги РФ с обязательным централизованным хранением;
- государственные ценные бумаги субъектов РФ с обязательным централизованным хранением;
- муниципальные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением;
- выпущенные российскими организациями эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, государственная регистрация выпуска которых или присвоение ему идентификационного номера осуществлены после 1 января 2012 г.;
- иные эмиссионные ценные бумаги, выпущенные российскими организациями (за исключением эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, государственная регистрация выпуска которых или присвоение ему идентификационного номера осуществлены до 1 января 2012 г.).
Доходы по видам ценных бумаг выплач. иностранным организация
Уточнен порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в отношении доходов по некоторым видам ценных бумаг, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц.
В новой редакции ст. 310.1 НК РФ, вступившей в силу 1 января 2014 г., порядок исчисления налога прописан более детально.
В п. 9 ст. 310.1 НК РФ предусмотрено, что 30-процентная ставка не применяется в следующих случаях:
- доходы по указанным ценным бумагам не подлежат налогообложению в соответствии с НК РФ или международным договором РФ;
- налогообложение таких доходов осуществляется по налоговой ставке 0 процентов;
- в соответствии с НК РФ налоговый агент не исчисляет и не удерживает налог с этих доходов.
Следует отметить, что 30-процентная ставка теперь предусмотрена отдельным пунктом ст. 284 НК РФ - п. 4.2.
Согласно п. 10 ст. 310.1 НК РФ информация об организациях, которые осуществляют права по ценным бумагам, и иные предусмотренные НК РФ сведения предоставляются налоговому агенту, как и ранее, иностранным номинальным держателем, иностранным уполномоченным держателем или лицом, которому депозитарий открыл счет депо депозитарных программ. Законом N 306-ФЗ сроки предоставления такой информации изменены и зависят от вида ценных бумаг:
- для ценных бумаг с обязательным централизованным хранением - не позднее пяти рабочих дней с даты, на которую депозитарий, осуществляющий обязательное централизованное хранение ценных бумаг, раскрыл информацию о передаче своим депонентам причитающихся им выплат по ценным бумагам;
- для акций российских организаций - не позднее семи рабочих дней с даты, на которую в соответствии с решением организации определяются лица, имеющие право на получение дивидендов.
Ранее срок предоставления информации был установлен в п. 8 ст. 310.1 НК РФ: не позднее трех рабочих дней с даты, на которую депозитарий, осуществляющий обязательное централизованное хранение ценных бумаг, раскрыл информацию о передаче своим депонентам причитающихся им выплат по ценным бумагам.
Согласно п. 11 ст. 310.1 НК РФ налоговый агент обязан уплатить налог в бюджет на 30-й рабочий день с даты его исчисления.
До истечения указанного срока налоговому агенту может быть предоставлена уточненная обобщенная информация, необходимая для исчисления налога на прибыль.
В этом случае осуществляется перерасчет суммы налога, уплата либо возврат ранее удержанной суммы налога.
Если же уточненная обобщенная информация предоставлена менее чем за пять рабочих дней до истечения 30-дневного срока, налоговый агент вправе не производить такой перерасчет (п. 11 ст. 310.1 НК РФ).
В п. 12 ст. 310.1 НК РФ установлено, в каких формах должна быть предоставлена обобщенная информация (это может быть одна или несколько из следующих форм):
- документ на бумажном носителе, подписанный уполномоченным лицом иностранной организации;
- электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", без представления документа на бумажном носителе;
- электронный документ, переданный с использованием системы международных финансовых телекоммуникаций СВИФТ, без представления документа на бумажном носителе.
На налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате не удержанного им налога на прибыль, если налог не был удержан вследствие предоставления иностранной организацией, действующей в интересах третьих лиц, недостоверной и (или) неполной информации и (или) документов.
В этом случае к налоговому агенту не применяются и налоговые санкции (п. 15 ст. 310.1 НК РФ).
В новой редакции ст. 310.1 НК РФ, вступившей в силу 1 января 2014 г., порядок исчисления налога прописан более детально.
В п. 9 ст. 310.1 НК РФ предусмотрено, что 30-процентная ставка не применяется в следующих случаях:
- доходы по указанным ценным бумагам не подлежат налогообложению в соответствии с НК РФ или международным договором РФ;
- налогообложение таких доходов осуществляется по налоговой ставке 0 процентов;
- в соответствии с НК РФ налоговый агент не исчисляет и не удерживает налог с этих доходов.
Следует отметить, что 30-процентная ставка теперь предусмотрена отдельным пунктом ст. 284 НК РФ - п. 4.2.
Согласно п. 10 ст. 310.1 НК РФ информация об организациях, которые осуществляют права по ценным бумагам, и иные предусмотренные НК РФ сведения предоставляются налоговому агенту, как и ранее, иностранным номинальным держателем, иностранным уполномоченным держателем или лицом, которому депозитарий открыл счет депо депозитарных программ. Законом N 306-ФЗ сроки предоставления такой информации изменены и зависят от вида ценных бумаг:
- для ценных бумаг с обязательным централизованным хранением - не позднее пяти рабочих дней с даты, на которую депозитарий, осуществляющий обязательное централизованное хранение ценных бумаг, раскрыл информацию о передаче своим депонентам причитающихся им выплат по ценным бумагам;
- для акций российских организаций - не позднее семи рабочих дней с даты, на которую в соответствии с решением организации определяются лица, имеющие право на получение дивидендов.
Ранее срок предоставления информации был установлен в п. 8 ст. 310.1 НК РФ: не позднее трех рабочих дней с даты, на которую депозитарий, осуществляющий обязательное централизованное хранение ценных бумаг, раскрыл информацию о передаче своим депонентам причитающихся им выплат по ценным бумагам.
Согласно п. 11 ст. 310.1 НК РФ налоговый агент обязан уплатить налог в бюджет на 30-й рабочий день с даты его исчисления.
До истечения указанного срока налоговому агенту может быть предоставлена уточненная обобщенная информация, необходимая для исчисления налога на прибыль.
В этом случае осуществляется перерасчет суммы налога, уплата либо возврат ранее удержанной суммы налога.
Если же уточненная обобщенная информация предоставлена менее чем за пять рабочих дней до истечения 30-дневного срока, налоговый агент вправе не производить такой перерасчет (п. 11 ст. 310.1 НК РФ).
В п. 12 ст. 310.1 НК РФ установлено, в каких формах должна быть предоставлена обобщенная информация (это может быть одна или несколько из следующих форм):
- документ на бумажном носителе, подписанный уполномоченным лицом иностранной организации;
- электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", без представления документа на бумажном носителе;
- электронный документ, переданный с использованием системы международных финансовых телекоммуникаций СВИФТ, без представления документа на бумажном носителе.
На налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате не удержанного им налога на прибыль, если налог не был удержан вследствие предоставления иностранной организацией, действующей в интересах третьих лиц, недостоверной и (или) неполной информации и (или) документов.
В этом случае к налоговому агенту не применяются и налоговые санкции (п. 15 ст. 310.1 НК РФ).
Проверки налоговых агентов, выплачивающих доходы по ценным б
Установлены особенности проведения проверок налоговых агентов, выплачивающих доходы по некоторым видам ценных бумаг иностранным организациям, действующим
в интересах третьих лиц
С 1 января 2014 г. введена новая ст. 310.2 НК РФ.
В ней установлены виды документов, которые инспекция может истребовать у налогового агента при проведении камеральной или выездной проверки, а также порядок их истребования и представления.
Положения названной статьи будут применяться при проверке правильности исчисления и уплаты налога налоговым агентом в соответствии со ст. 310.1 НК РФ.
Статья 310.2 регулирует особенности исчисления и уплаты налога на прибыль с доходов, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями.
При проведении проверки инспекция вправе истребовать (п. 1 ст. 310.2 НК РФ):
- копии документов, подтверждающих госрегистрацию и полное наименование организации, которая на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, осуществляла права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, которые удостоверяют права в отношении акций российской организации);
- иные документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога, в том числе документы, подтверждающие достоверность информации, которая предоставлена иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц;
- копии документов, подтверждающих госрегистрацию и полное наименование организации, в интересах которой доверительный управляющий на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, осуществлял права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации);
- копии и оригиналы документов, подтверждающих, что на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода, организация осуществляла права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации), и документы, которые подтверждают налоговое резидентство такой организации;
- копии и оригиналы документов, подтверждающих, что на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, доверительный управляющий осуществлял права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации) в интересах организации, и документы, которые подтверждают налоговое резидентство такой организации.
Требование о представлении документов направляется налоговым органом в порядке, установленном в ст. 93 НК РФ.
Если у агента нет необходимых документов, то он направляет соответствующий запрос действовавшей в интересах третьих лиц иностранной организации, которой был выплачен доход по ценным бумагам российских организаций (п. 2 ст. 310.2 НК РФ).
Истребованные документы необходимо представить в налоговый орган не позднее трех месяцев со дня получения агентом требования (п. 3 ст. 310.2 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 310.2 НК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, документы могут быть запрошены налоговыми органами у уполномоченного органа иностранного государства.
Если иностранная организация отказалась по запросу налогового органа представить требуемые документы, на налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате не удержанного им налога на прибыль.
В этом случае к налоговому агенту не применяются и налоговые санкции (п. 15 ст. 310.1 НК РФ).
в интересах третьих лиц
С 1 января 2014 г. введена новая ст. 310.2 НК РФ.
В ней установлены виды документов, которые инспекция может истребовать у налогового агента при проведении камеральной или выездной проверки, а также порядок их истребования и представления.
Положения названной статьи будут применяться при проверке правильности исчисления и уплаты налога налоговым агентом в соответствии со ст. 310.1 НК РФ.
Статья 310.2 регулирует особенности исчисления и уплаты налога на прибыль с доходов, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями.
При проведении проверки инспекция вправе истребовать (п. 1 ст. 310.2 НК РФ):
- копии документов, подтверждающих госрегистрацию и полное наименование организации, которая на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, осуществляла права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, которые удостоверяют права в отношении акций российской организации);
- иные документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога, в том числе документы, подтверждающие достоверность информации, которая предоставлена иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц;
- копии документов, подтверждающих госрегистрацию и полное наименование организации, в интересах которой доверительный управляющий на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, осуществлял права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации);
- копии и оригиналы документов, подтверждающих, что на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода, организация осуществляла права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации), и документы, которые подтверждают налоговое резидентство такой организации;
- копии и оригиналы документов, подтверждающих, что на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, доверительный управляющий осуществлял права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации) в интересах организации, и документы, которые подтверждают налоговое резидентство такой организации.
Требование о представлении документов направляется налоговым органом в порядке, установленном в ст. 93 НК РФ.
Если у агента нет необходимых документов, то он направляет соответствующий запрос действовавшей в интересах третьих лиц иностранной организации, которой был выплачен доход по ценным бумагам российских организаций (п. 2 ст. 310.2 НК РФ).
Истребованные документы необходимо представить в налоговый орган не позднее трех месяцев со дня получения агентом требования (п. 3 ст. 310.2 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 310.2 НК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, документы могут быть запрошены налоговыми органами у уполномоченного органа иностранного государства.
Если иностранная организация отказалась по запросу налогового органа представить требуемые документы, на налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате не удержанного им налога на прибыль.
В этом случае к налоговому агенту не применяются и налоговые санкции (п. 15 ст. 310.1 НК РФ).
Налог с доходов у иностранных организаций
Налоговые агенты не должны удерживать налог с доходов, возникших у иностранных организаций в связи с размещением обращающихся облигаций, выпуск которых осуществлен после 1 января 2014 г.
Налоговый агент не должен исчислять и удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, в частности, при выплате:
- процентных доходов по ценным бумагам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также по обращающимся облигациям, выпущенным российскими компаниями в соответствии с законодательством иностранных государств (подп. 7 п. 2 ст. 310 НК РФ);
- процентных доходов, выплачиваемых российскими организациями по долговым обязательствам перед иностранными компаниями при выполнении определенных условий (подп. 8 п. 2 ст. 310 НК РФ).
Особенности применения подп. 7 и 8 п. 2 ст. 310 НК РФ определены в п. 2.1 указанной статьи.
В целях применения данных норм к российским организациям приравниваются иностранные компании, осуществляющие деятельность в России через постоянное представительство.
Положения п.п. 7 и 8 п. 2 ст. 310 НК РФ вступили в силу 1 июля 2012 г. и распространяются на правоотношения по исчислению и удержанию налога с доходов иностранных организаций, возникшие с 1 января 2007 г.
Ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 215-ФЗ данное ограничение снято, поэтому исполнение обязанностей налогового агента в рассматриваемых случаях не зависит от даты выпуска обращающихся облигаций.
Налоговый агент не должен исчислять и удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, в частности, при выплате:
- процентных доходов по ценным бумагам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также по обращающимся облигациям, выпущенным российскими компаниями в соответствии с законодательством иностранных государств (подп. 7 п. 2 ст. 310 НК РФ);
- процентных доходов, выплачиваемых российскими организациями по долговым обязательствам перед иностранными компаниями при выполнении определенных условий (подп. 8 п. 2 ст. 310 НК РФ).
Особенности применения подп. 7 и 8 п. 2 ст. 310 НК РФ определены в п. 2.1 указанной статьи.
В целях применения данных норм к российским организациям приравниваются иностранные компании, осуществляющие деятельность в России через постоянное представительство.
Положения п.п. 7 и 8 п. 2 ст. 310 НК РФ вступили в силу 1 июля 2012 г. и распространяются на правоотношения по исчислению и удержанию налога с доходов иностранных организаций, возникшие с 1 января 2007 г.
Ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 215-ФЗ данное ограничение снято, поэтому исполнение обязанностей налогового агента в рассматриваемых случаях не зависит от даты выпуска обращающихся облигаций.
Налог на прибыль у участников региональных инвест. проектов
Порядок уплаты налога на прибыль участниками региональных инвестиционных проектов
1 января 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в НК РФ для создания благоприятных налоговых условий в целях осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа.
Для участников проекта установлена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.5 ст. 284 НК РФ).
Законами субъектов РФ может быть предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90 процентов всех учитываемых доходов (п. 1 ст. 284.3 НК РФ).
Порядок применения нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, установлен п. 2 ст. 284.3 НК РФ.
Согласно этому пункту по общему правилу указанная ставка применяется в течение 10 налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта.
В отношении ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в п. 3 ст. 284.3 НК РФ установлено следующее.
Размер данной ставки не может превышать 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта.
В течение следующих пяти налоговых периодов размер этой ставки не может быть менее 10 процентов.
Если налогоплательщик, который должен осуществить капитальные вложения в срок, не превышающий трех лет со дня включения в реестр, не получит доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, в течение трех налоговых периодов начиная с периода включения организации в реестр, сроки применения льготных ставок начинают исчисляться с четвертого периода начиная с периода, в котором участник был включен в реестр (п. 4 ст. 284.3 НК РФ).
Для налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения в срок, не превышающий пяти лет, и не получивших доходы от реализации указанных товаров в течение пяти налоговых периодов начиная с периода включения организации в реестр, сроки применения льготных ставок начинают исчисляться с шестого периода начиная с периода, в котором участник был включен в реестр (п. 5 ст. 284.3 НК РФ).
Участники проекта обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации проекта и при осуществлении иной хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 288.2 НК РФ).
1 января 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в НК РФ для создания благоприятных налоговых условий в целях осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа.
Для участников проекта установлена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.5 ст. 284 НК РФ).
Законами субъектов РФ может быть предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90 процентов всех учитываемых доходов (п. 1 ст. 284.3 НК РФ).
Порядок применения нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, установлен п. 2 ст. 284.3 НК РФ.
Согласно этому пункту по общему правилу указанная ставка применяется в течение 10 налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта.
В отношении ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в п. 3 ст. 284.3 НК РФ установлено следующее.
Размер данной ставки не может превышать 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта.
В течение следующих пяти налоговых периодов размер этой ставки не может быть менее 10 процентов.
Если налогоплательщик, который должен осуществить капитальные вложения в срок, не превышающий трех лет со дня включения в реестр, не получит доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, в течение трех налоговых периодов начиная с периода включения организации в реестр, сроки применения льготных ставок начинают исчисляться с четвертого периода начиная с периода, в котором участник был включен в реестр (п. 4 ст. 284.3 НК РФ).
Для налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения в срок, не превышающий пяти лет, и не получивших доходы от реализации указанных товаров в течение пяти налоговых периодов начиная с периода включения организации в реестр, сроки применения льготных ставок начинают исчисляться с шестого периода начиная с периода, в котором участник был включен в реестр (п. 5 ст. 284.3 НК РФ).
Участники проекта обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации проекта и при осуществлении иной хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 288.2 НК РФ).