Статьи и публикации

Смена главного бухгалтера: как избежать потрясений?

Одним из основных показателей надежности компании, является ее внутренняя стабильность и устойчивость. Конечно, всегда существуют ключевые фигуры, однако, их уход не должен вызвать кризис организации. Поэтому существует общепризнанная во всем мире система, при которой составляются должностные инструкции по работе на каждом из участков. Это позволяет принятому на работу сотруднику быстрее стать частью организации и начать приносить максимальную пользу.

Особенно это касается руководителей различных подразделений. Каждый руководитель приносит со своим приходом в организацию как опыт и знания, так и свои привычки и методы работы. Не секрет, что каждый главный бухгалтер организует бухгалтерский учет на предприятии по-своему. Это и привычка к определенной бухгалтерской программе, и к определенному аналитическому учету, и к распределению нагрузки между различными участками бухгалтерии. Поэтому смена главного бухгалтера влечет за собой не только изменение межличностных отношений в руководстве компании, но и перестройку системы ведения учета. Это влечет за собой как финансовые затраты, так и временное снижение эффективности бухгалтерской службы.

Единственным способом, если не избежать этих потрясений, но свести их к минимуму, будет разработка внутренних стандартов ведения бухгалтерского учета. Эти стандарты отражаются в различных документах предприятия и позволяют:

  • точно распределить обязанности между бухгалтерами;
  • упорядочить отношения между бухгалтерской и остальными службами;
  • оптимизировать работу бухгалтеров;
  • упростить систему обработки данных.

К внутренним стандартам бухгалтерского учета могут относиться руководства, инструкции, методические указания, пособия и другие документы.

Основным документом является Положение о системе ведения бухгалтерского учета. Это общий документ, описывающий методологию ведения бухгалтерского учета на предприятии. Это документ содержит краткое описание объектов учета, их классификацию, а также требования к формам внутренней бухгалтерской отчетности.

Конкретизируют информацию, содержащуюся в Положении о бухгалтерском учете, различные Руководства по ведению учета. В них описывается весь процесс ведения бухгалтерского учета на предприятии. Руководства разрабатываются по отдельным участкам и объектам учета (плану счетов, основным средствам, денежным средствам, поставщикам, покупателям, затратам и т.д.). Руководства обычно оформляются с наглядными примерами. К отдельной группе Руководств можно отнести такие документы, как Учетная политика, Положение о плане счетов, Положения об организации учета.

Последние отражают:

  • цели, задачи и функции бухгалтерской службы;
  • порядок взаимодействия отдельных участков службы;
  • порядок взаимодействия бухгалтерской и других служб;
  • правила документирования хозяйственных операций.

Наконец, для каждого рабочего места разрабатывается должностная инструкция, регламентирующая работу конкретного исполнителя. Разработка всех этих документов может показаться очень трудоемкой и требующей излишних затрат. Но в организациях, в которых существует подобная система:

  • повышается «прозрачность» работы бухгалтерии;
  • снижаются риски, связанные с недостаточной квалификацией сотрудников;
  • повышается внутренний контроль;
  • улучшается взаимодействие между службами;
  • упрощается ведение управленческого учета;
  • уменьшается опасность внутреннего кризиса, связанного с неожиданными увольнениями.

назад к списку статей

Остались вопросы?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!